Skip to content

Судьба самого страшного советского экраноплана BAA-14: что с ним произошло


Пожалуй, это самый печальный из всех экспонатов музея в Монино — загадочный футуристичный то ли самолёт-подлодка. Что он собой представляет, мог ли подниматься в воздух и зачем его на самом деле строили?

С виду он напоминает нечто среднее между подводной лодкой и самолетом, но на деле не является ни тем, ни другим.

Это последняя работа известного авиаконструктора Роберта Бартини, иммигрировавшего в СССР из фашистской Италии в 1920-е годы. Здесь Бартини расцвел как талантливый инженер, разработав множество интересных конструкций, прославивших его на весь мир. С одной стороны, он познал все «радости» сталинского времени и был противником войны — во многом потому, что ему пришлось отсидеть в лагере вместе со своим начальником, — великим Андреем Туполевым.

Действительно, он отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро («шарашке»), где продолжал разрабатывать авиационную технику.

Самолет-амфибия
Но вернемся к ВВА-14. Итальянцы представили первый такой проект в 1962 году и назвали его МВА-62. Это был самолет-амфибия, способный к вертикальному взлету и посадке. По сути, это был гибрид самолета и корабля на воздушной подушке: МВА-62 мог нормально летать, прятаться от радаров и летать, как экраноплан, над водой и даже садиться практически на любую поверхность.

Словосочетание «быстроходные стратегические самолеты-амфибии» звучало непривычно. Единственная копия хорошо показала себя при тестировании, и Бартини получил зеленый свет на разработку более крупной модели. 4 сентября 1972 года его гигант ВВА-14 совершил первый полет. Машина хорошо летала и получила прозвище «Змей Горыныч», но возникли проблемы с установкой на прототипе двигателя для вертикального взлета. Параллельно специально для амфибий разрабатывалась модель РД36-35ПР. Пока инженеры ждали бюрократических процессов, пока испытывали изделие, 77-летний Бартини умер в 1974 году.

Всеми забытый экраноплан
В итоге машину решают переоборудовать в экраноплан, но способный подниматься на большие высоты. В 1976 году была завершена модификация ВВА-14М1П, но она практически перестала испытываться из-за отсутствия своего создателя Бартини — движущей силы проекта — и незаинтересованности государства в экстравагантных разработках. С машины сняли все лишнее, а через некоторое время его корпус перетащили в Монино, где он и находится по сей день. Раз в год приходит очередной проект по восстановлению замечательной машины и на данный момент она все еще там.

Технические характеристики ВВА-14
▶ Экипаж: 3 человека
▶ Длина: 25,97 м
▶ Размах крыла: 28,5 м
▶ Максимальная взлётная масса: 52 000 кг
▶ Силовая установка: 2 маршевых двигателя ДТРД Д-30М и 12 подъёмных ДТРД РД36−35ПР
▶ Максимальная скорость: 760 км/ч
▶ Крейсерская скорость: 640 км/ч
▶ Практическая дальность: 2450 км
▶ Практический потолок: 10000 км
▶ Вооружение: 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4 000 кг.

Опубликован в рубрикуБез рубрикиИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий