Skip to content

За кадром фильма «Высота»: Почему съемки называли актерским подвигом Николая Рыбникова и Инны Макаровой

13 декабря исполнилось бы 90 лет знаменитому советскому актеру, народному артисту РСФСР Николаю Рыбникову, но 30 лет назад он ушел из жизни. Большинству зрителей он запомнился по ролям в фильмах «Весна на Заречной улице» и «Девчата», однако его «актерским подвигом» называли другой фильм – «Высота». Вместе с Инной Макаровой они на съемках выполняли такие трюки, что у режиссера дрожали колени. Но для актрисы эта работа стала настоящим испытанием и по другой причине – как раз в это время она узнала о том, что ее муж, Сергей Бондарчук, решил от нее уйти к другой актрисе…

Кадр из фильма *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
В конце 1950-х гг. Николай Рыбников находился в зените славы – после выхода на экраны «Весны на Заречной улице» он стал звездой всесоюзного масштаба, и всего спустя год вышел еще один кинохит с его участием – «Высота». Эти два фильма называли символом эпохи «оттепели» – в них действительно отразилась атмосфера того периода, времени надежд, оптимизма и твердой уверенности в том, что страна идет по правильному пути. Вера в идеалы была тогда еще настолько искренней, что энтузиазм монтажников-верхолазов на строительстве металлургического комбината, их готовность жертвовать собой ради общего дела не звучали фальшиво, и фильм на производственную тему не воспринимался зрителями как очередная «агитка» и «госзаказ».

Николай Рыбников в роли бригадира монтажников Коли Пасечника | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
Конечно, в этом была заслуга режиссера Александра Зархи, его удивительно точного выбора актеров и, конечно, их мастерства. Обычный производственный процесс на заводе им удалось изобразить на экранах как экстремальную среду, связанную с риском и романтикой, где проявляются лучшие человеческие качества и зарождаются сильные чувства. Дочь режиссера Нина Зархи говорила об отце: «Страстная папина любовь к актерам тоже была связана с его человеческим даром. Он действительно любил людей. И актера, как единственного и главного посредника в рассказе о человеке, он просто боготворил. Он считал, что все можно сделать через актера. Почему мне и кажется, что это кино живое. Про людей ведь всегда живое, всегда интересно. Так случилась «Высота», которая имела множество всяких премий и всенародную любовь. По-моему, эта картина жива еще и потому, что в ней есть невероятное обаяние и актерское тоже. Потрясающая работа Рыбникова, конечно. Такого нет больше типажа, народного такого героя, который был бы при этом так обаятелен и так непрямолинеен в своей народности, в своем народном русском обаянии. Такое точное попадание Инны Макаровой – изумительная работа. Все-таки это был 1956 год. Настроение было хорошее, конечно. Это было уже после XX съезда. И какой-то воздух такой весенний был. Папа очень откликался на все, что происходило в обществе. Был человеком очень реагирующим на все».

Кадр из фильма *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Актеры выполняли сложные трюки на большой высоте | Фото: vagant.livejournal.com
Зрители сразу поверили бригадиру монтажников Николаю Пасечнику в исполнении Николая Рыбникова и сварщице Кате в исполнении Инны Макаровой еще и потому, что сами актеры действительно прожили на съемочной площадке несколько дней из жизни своих героев. Натурные съемки проводились на заводе в Днепродзержинске, на настоящем строительстве доменной печи, речь шла о работе монтажников-высотников, и для того, чтобы достичь максимального жизнеподобия и реалистичности, актеры решили сами подниматься на высоту 40-60 метров и выполнять все, что должны были бы в такой ситуации делать их герои в таких же условиях. При этом о помощи каскадеров они и слышать не хотели.

Николай Рыбников в фильме *Высота*, 1957 | Фото: vokrug.tv

Актеры выполняли сложные трюки на большой высоте | Фото: domkino.tv
Инна Макарова и Николай Рыбников взбирались на лестницы и мостки и работали на очень большой высоте. Актриса рассказывала: «Мы с Николаем Рыбниковым решили все трюки выполнять самостоятельно, потому что мне казалось, что дублерша может не так прыгнуть, не так повернуться. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Только один раз, опасаясь за его жизнь, сцену «общий спуск с высоты» осуществил каскадер. А тот эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, выполнил он сам. Причем приземлился Коля не очень удачно – на какую-то железку, но, тем не менее, продолжал работать. Но я считаю, что наши с Николаем действия нельзя назвать отчаянными или безрассудными. Мы не отчаянные ребята, как тогда утверждали журналисты. Это наша профессия – не мы такие, а те люди, которых мы играли».

Актеры выполняли сложные трюки на большой высоте | Фото: domkino.tv
Конечно, такие трюки были небезопасными, и на съемках не обошлось без травм. Позже то, что сделал Николай Рыбников, называли настоящим актерским подвигом. В одном эпизоде ему нужно было спуститься с большой высоты вниз на руках по железному тросу. А Рыбникову не успели принести перчатки, и он съехал вниз, сжимая трос голыми руками! Только когда понадобилось снять еще один дубль, выяснилось, что ладони у него содраны в кровь. Тем не менее он надел перчатки и съехал второй раз.

Николай Рыбников в роли бригадира монтажников Коли Пасечника | Фото: kino-teatr.ru

Инна Макарова в фильме *Высота*, 1957 | Фото: teatral-online.ru
Режиссер Александр Зархи панически боялся высоты и, когда он наблюдал за актерами, у него дрожали колени. А Инна Макарова поддразнивала его, забираясь после съемок на подвешенную на большой высоте доску и танцуя на ней. При этом просила режиссера оценить ее танец. Актриса вспоминала: «Конечно, было страшновато. Но я отказалась от дублерши, так как знала, что самые главные вещи происходят в проскоках и пробегах – в движении. Во время работы мы старались не смотреть вниз, чтобы голова не закружилась».

Николай Рыбников в фильме *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
Для молодой актрисы эти съемки стали испытанием еще и потому, что как раз в это время распалась ее семья с актером Сергеем Бондарчуком. В тот момент он снимался в Киеве в фильме «Иван Франко» и скрыл от жены тот факт, что его партнершей по съемочной площадке вновь стала Ирина Скобцева. Они уже снимались вместе в фильме «Отелло», и еще тогда между ними пробежала искра.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в фильме *Иван Франко*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Инна Макарова в роли Кати Петрашень | Фото: kino-teatr.ru
«Доброжелатели» доносили до Инны Макаровой слухи о его романе с другой актрисой, но она не верила в то, что он может уйти из семьи. Но после завершения съемок «Высоты» это все же случилось. Сергей Бондарчук развелся с Инной Макаровой и женился на Ирине Скобцевой. Расставание с ним актриса переживала очень долго и болезненно.

Инна Макарова в фильме *Высота*, 1957 | Фото: vagant.livejournal.com

Инна Макарова в роли Кати Петрашень | Фото: kino-teatr.ru
А вот у Николая Рыбникова, наоборот, во время съемок в «Высоте» сбылась давняя мечта – он наконец-то услышал заветное «Да» от женщины, которую добивался долгие годы. Актриса Алла Ларионова была его единственной любовью еще со студенческих лет, но она тогда предпочла ему актера Ивана Переверзева. Тот бросил ее, когда она ждала от него ребенка, и женился на другой. Узнав об этом, Рыбников тут же примчался к Ларионовой и сделал ей предложение. 2 января 1957 г. они поженились, а вскоре состоялась премьера «Высоты» в Доме кино, где актеры появились вдвоем. Фразу героя Рыбникова «Ну вот, Коля, и кончилась твоя холостая жизнь!» зал встретил аплодисментами в честь молодоженов.

Николай Рыбников с женой, Аллой Ларионовой | Фото: kino-teatr.ru

Николай Рыбников в роли бригадира монтажников Коли Пасечника | Фото: back-in-ussr.com
«Высота» пользовалась невероятным успехом у зрителей не только за счет блестящей работы актеров, но и благодаря замечательной музыке Родиона Щедрина, для которого этот фильм стал дебютом в большом кино. Написанная им на слова Владимира Котова песня «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») в исполнении Николая Рыбникова стала одним из самых популярных шлягеров конца 1950-х гг.

Инна Макарова в фильме *Высота*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Журнал *Советский экран*, 1957 | Фото: vagant.livejournal.com
Фильм Александра Зархи по достоинству оценили и зрители, и критики. В год премьеры его посмотрело около 25 млн человек. В начале 1958 г. журнал «Советский экран» впервые провел опрос читателей, по итогам которого определялись лучшие фильмы и актеры прошедшего года. Позже он проводился ежегодно вплоть до 1991 г., а победителем первого опроса стал фильм «Высота». В 1957 г. режиссер получил за свою работу главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах и Золотую медаль на МКФ в Москве.

Кадр из фильма *Высота*, 1957 | Фото: vagant.livejournal.com
К сожалению, типажность актера, которая позволила ему стать одной из самых ярких звезд 1950-1960-х гг., позже сыграла с ним злую шутку: Почему парень с Заречной улицы Николай Рыбников перестал сниматься в кино.
Источник

Опубликован в рубрикуБез рубрикиИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий