Skip to content

Аделаида: самый комфортный город оказался большой деревней ❘ фото


Помните, у Земфиры было: «Расскажи мне про Австралию, мне безумно интересно!» Я всё время думал, что это она ко мне обращается! В общем, дорогая Земфира, я в Австралии! Тут реально ад с пожарами ( Очень всё грустно, но про это я расскажу завтра. А сегодня я покажу Аделаиду. Дорогая Земфира, если тебе действительно интересно, то знай, что Аделаида – это та еще дырень. Просто жуткая деревня, где невозможно не спиться, а для этого тут все условия есть! Вокруг десятки, а может, и сотни виноделен! Но я не пью… Поэтому тоску и скуку заливать мне совершенно нечем.

Я был в Сиднее, был в Мельбурне и в Брисбене – там была хоть какая-то движуха! Помню, несколько лет назад в Мельбурне я даже салатик оливье намутил на Новый год! Но в Аделаиде намутить ничего нельзя. Тут ничего не происходит. Говорят, люди даже в командировки сюда отказываются ехать. Но, возможно, это я привык к слишком динамичному образу жизни!

Но это ещё не всё! Знаешь ли ты, что разница во времени между Москвой и австралийской Аделаидой – 7 часов 30 минут?! Не 7, не 8, а 7 с половиной! Забавный факт: на западе Австралии разница во времени нормальная – 5 часов с Москвой, на востоке, в Сиднее или Мельбурне, тоже всё нормально – 9 часов с Москвой. НО ПО ЦЕНТРУ ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК! Наверное, всё-таки надо выпить, чтобы понять всё это… Но я не пью…

Аделаида – пятый по величине город Австралии (она уступает не только Сиднею и Мельбурну, но и Перту с Брисбеном) и столица штата Южная Австралия. В отличие от Сиднея, Аделаида и вообще весь штат были колониями свободных мигрантов, а не бывших каторжников.

Сегодня город известен как столица автомобильной индустрии. Например, здесь базируется единственная австралийская марка машин – Holden. Слышали про такую? Поскольку это поздразделение GM, на заводе не заморачиваются и тупо собирают австралийские копии «Опеля» и «Шевроле». Ну а Южная Австралия носит гордое звание «Штат вина». Думаю, большинство продающихся в мире австралийских вин родом именно отсюда.

Периодически Аделаида попадает в топ самых комфортных для жизни городов мира. В последний раз это произошло осенью 2019 года, когда The Economist Intelligence Unit поставил её на 10-е место своего рейтинга. Впрочем, битву за качество жизни среди австралийских городов Аделаида проиграла Мельбурну и Сиднею.

Ещё в Аделаиде есть уникальный вид транспорта – О-Бан (не путать с У-Баном!). Это трасса направляемых автобусов, причём самая длинная и быстрая в мире. Я бы даже сказал, что это такой метробус. Ездят по ней обычные автобусы на бензине, но их удерживают на рельсах дополнительные боковые колёса. Разгоняться на линии они могут до 100 км/ч (на деле, конечно, едут медленнее). Всё это пришлось изобретать в 1980-е, когда простой и понятный трамвай был уже уничтожен.

С самолёта Аделаида выглядит как многие американские города. Бесконечная субурбия и маленький центр города, где начали появляться многоэтажные дома. Внимательный зритель найдёт тут центр. А так город двухэтажный.

Частные дома стоят очень плотно друг к другу, участки очень маленькие. Зато свой дом! Чуть позже покажу вам новые районы.

У Аделаиды очень интересная планировка. Центральное ядро представляет собой квадрат 1,5 на 2,5 км, окруженный парками! В самом центре тоже есть 5 небольших парков. Эта планировка сохранилась со дня основания города до наших дней!

Аделаиду в первой половине XIX века построил британский офицер Уильям Лайт, причём план он позаимствовал у сицилийского города Катания, где две главные улицы пересекались в центре под прямым углом.

С тех пор Аделаида сохранила свою прямоугольную структуру, и в самом центре у неё огромная площадь. Правда, её пересекает широкий проспект, что частично напоминает советские города, где даже площади Ленина были наполовину автомобильными. Зато у города есть этот широкий парковый пояс.

03. В центре города сохранились исторические кварталы, но целостной застройки нет. Здания единичные, и их довольно грубо разрывают современным барахлом. Это вам не Новый Орлеан, где историческую архитектуру оберегают и где она стала точкой притяжения.

Вообще, застройка всё же похожа на Новый Орлеан. Такие же бесконечные балконы, галереи, под которыми можно скрыться от жары. Не хватает только крокодилов и джаза.

Очень американские переулки, где стоят мусорные баки. В фильмах тут обычно кого-то убивают )))

Никакого уважения к историческому наследию! Вот как можно было в таком милом центре города воткнуть свою стекляшку? Сразу вспоминаю Челябинск.

Первые этажи все уничтожили. Когда идёшь по улице, даже не подозреваешь, что наверху красота.

Аделаида, может, и комфортный для жизни город, но в плане застройки и архитектуры я бы не брал с неё пример. Центр начали застраивать какими-то ужасными коробками.

. В городе много стрит-арта.

. Это Придэм-Холл – спортивный центр кампуса Университета Южной Австралии, спроектированный норвежской студией Snøhetta при участии местных архитекторов.

Помимо собственно спортивных залов норвежцы придумали общественные пространства, интегрированные в архитектуру здания. Например, вот такой амфитеатр с зелёными насаждениями на крыше. Они опустили кровлю до уровня земли, чтобы усилить взаимодействие здания с улицей.

12. Благоустройство на улице.

Обратите внимание, что вокруг зоны с растительностью нет заборов, а чтобы случайно народ колясками, велосипедами или чем-то ещё не вытаптывал растения, сделали металлические отбойники по углам.

Вообще, с архитектурой у университета тут всё очень неплохо. Даже завидую студентам.

Ещё одно здание университета. Их тут целый квартал, и много современных.

. Около университета есть общественное пространство. Разные зоны со столами и лавочками.

А это очень крутое здание SAHMRI (South Australian Health and Medical Research Institute), института здоровья и медицинских исследований.

. Сразу обращает на себя внимание необычный фасад. Архитекторы из австралийского бюро Woods Bagot позаимствовали идею у сосновой шишечки (серьёзно, они так и пишут).

Вот эти металлические кожухи над каждым окном реагируют на положение солнца, благодаря чему регулируется освещённость и температура в здании. Очень удобно для австралийской жары.

А теперь давайте посмотрим на местную больницу. Это зона высадки пассажиров. Сюда подъезжают такси и обычные машины, но парковаться тут нельзя. Сразу скажу, вокруг больницы нет никаких заборов, любой может спокойно гулять вокруг, сидеть на лавочках, заходить внутрь.

Холл

. Ресепшен. Тут можно получить информацию, записаться на приём. Весь первый этаж свободен для посещения. Я спокойно ходил, снимал – попросили только не снимать пациентов и уважать приватность.

Кафе на первом этаже. Без пациентов было сложно выбирать ракурсы, так что кадров немного, но больница очень крутая.

В больнице, как и в других зданиях города, стоят такие вот автоматы, где можно получить информацию о работе общественного транспорта.

Самое крутое – ты можешь сказать, куда тебе надо поехать, а автомат тебе распечатает подробную инструкцию, какой трамвай или автобус выбрать, куда идти и т.д. Очень круто. Работает на основе Гугл-карт.

Аделаида – пример города, совершившего типичную ошибку в своём развитии. Тут довольно рано (почти как в Европе или у нас) появились трамваи, а затем и троллейбусы, но в середине XX века городские власти решили их выпилить ради автомобилей. В итоге троллейбусы прекратили движение окончательно.

От трамвая же осталась одна-единственная линия Гленельг, которая, впрочем, работает до сих пор. В 2007-м, 2010-м и 2018-м её продлевали каждый раз на несколько километров. Теперь у этой линии есть два ответвления, что позволило пустить по ней не один, а три маршрута. Интересно, что в центре Аделаиды есть зоны в несколько остановок, по которым проезд бесплатный.

Подвижной состав представлен в основном альстомовскими Citadis и Flexity от «Бомбардье». До 2015-го ходили старые трамваи ещё 1929 года выпуска, но все они уже сняты с маршрутов.

Трамвайная остановка

Ни в одном городе я не видел столько зарядных станций для «Теслы», как в Аделаиде!!!

Здание клуба в парке

Чистые и бесплатные общественные туалеты

В Аделаиде очень интересные урны. Они двойные. Обычный пластиковый бак спрятан в металлический короб.

Вот так тут делают новые улицы. Парковочные места сразу разделяют деревьями.

А для сбора дождевой воды делают вот такой эко-дренаж. Я рассказывал подробно, как это работает.

Есть ещё одна интересная часть города — Порт Аделаида. Район в 20 минутах от центра. Тут сохранилась целостная историческая застройка из портовых зданий.

Маяк

Около старой мельницы поставили крутую детскую площадку.

. В Австралии очень часто в парках и на детских площадках есть зона с грилями и столами.

Порт сейчас по назначению не используется, но для атмосферы оставили несколько старых кораблей.

Хоть Аделаида и деревня, закаты тут потрясающие…

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий