Это армянское село Азербайджанской ССР дало Советскому Союзу столько героев (как отмеченных соответствующими званиями, так и просто выдающихся уроженцев, добившихся всесоюзного признания), что исследователи его истории до сих пор спорят: как так могло случиться, что горное селение, на начало ХХ века не насчитывавшее и двух тысяч человек, смогло «выдать на гора» такое количество отважных кавказцев?
Не только мужчины, но и быки с собаками
По словам руководителя армянской общины Юрия Миносяна, в армянском селе Чардахлы (Чардахлу) силой было принято меряться не только мужчинам, но и быкам с собаками, обычным делом являлись регулярные борцовские состязания, в ледяной воде горного ручья мужское население купалось круглогодично. Жители Чардахлы разводили быков и соревновались с соседями, чей бык сильнее. Также проверяли и красных волкодавов (пастушья порода собак, каждая особь крупнее пары овец). Волкодав в одиночку мог завалить медведя.
Именно Миносян, опираясь на архивные данные, сообщил эти уникальные исторические цифры, процитированные впоследствии сотни раз – из немногим более 1,2 тысячи мужчин Чардахлы, ушедших воевать на Великую Отечественную, два земляка стали маршалами (Амазасп Бабаджанян и Иван (Ованес) Баграмян). Справедливости ради следует отметить, что маршальские звания им всё же присвоили уже после войны: Баграмяну через 10 лет после Победы, Бабаджаняну – через 22 года. Но звания Героев Советского Союза оба получили за воинские подвиги во Второй мировой (ещё одну Золотую Звезду Баграмяну вручили в 1970-х годах).
Помимо Баграмяна и Бабаджаняна, Миносян называет 12 генералов и 7 Героев Советского Союза – выходцев из Чардахлы, каждый пятый земляк на войне занимал высокую командирскую должность, у каждого второго чардахлинца – ордена и медали.
Если эти данные архивно подтверждаются, история участия жителей данного горного села в Великой Отечественной войне достойна отдельного исторического исследования.
Сначала бил, потом «здравствуй» говорил
Об истоках доблести чардахлинцев рассказывали старожилы Чардахлы. Армяне-христиане, перед тем как идти в атаку, надевали специальную белую накидку в виде креста и дрались насмерть – таково было стремление показать, что их род не склонит голову в бою.
По словам старейшего учителя Чардахлы Арустама Карапетяна, будущего Героя Советского Союза, а до войны – пастуха Амазаспа Бабаджаняна – боялись все жители близлежащих армянских сёл, уж больно дерзким он был: «сначала бил, а потом здоровался», не прощал обидчикам, отстаивал справедливость. Ему из-за строптивого характера пришлось остаться с пятью классами образования. Но Амазасп всё же сумел поступить в пехотную школу и навёрстывал упущенное упорными занятиями. В результате у него были только отличные показатели.
Карапетян говорил, что Бабаджаняна (главного маршала бронетанковых войск СССР с 1975 года) земляки почитали даже больше, чем «официально признанного маршала» Баграмяна. Баграмян, правда, с этим не спорил. О подвигах офицера-танкиста Бабаджаняна на его родине до сих пор ходят легенды. Арустам Карапетян говорил, что немцы называли его Чёрной пантерой за дерзость и быстроту маневрирования в танковых атаках.
Что о природе отваги чардахлинцев говорили сами маршалы
Иван (Ованес) Баграмян вспоминал, что во многом его характер сформировали устные народные сказания об армянских национальных героях, их подвигах. Амазасп Бабаджанян хранил в памяти легенду о земляке, якобы поощрённом Петром I за отличие в Каспийском походе. У Бабаджаняна в роду гордились предками-воинами, его дядя был штабс-капитаном царской армии, Георгиевским кавалером, брат деда стал генерал-майором.
Во времена СССР про воинские доблести уроженцев Чардахлы сняли документальный фильм «Село отважных». Хотели назвать его «Маршалы из села Чардахлу», но по настоянию Баграмяна, считавшего, что главные герои – это жители, наименование картины изменили.
В конце 1980-х Чардахлы попало в более печальную историю: армяно-азербайджанский конфликт закончился выдавливанием армян из этого села, они стали первыми беженцами Карабахской войны, свыше 300 семей навсегда покинули героическую родину. С 1991 года село носит азербайджанское название Чанлибель (в переводе на русский оно означает «Колибри»).
Оставьте первый комментарий!