Skip to content

Что стало с еврейскими беженцами, которые хотели скрыться в Америке от нацистов: Трагический рейс парохода «Сент-Луис»

Когда пароход «Сент-Луис» стоял у берегов Майами в июне 1939 года, более 900 пассажиров с тоской смотрели на мерцающие огни большого города, который мог стать для них спасением. Однако иммиграционный комитет США отказал в приеме еврейских беженцев из нацистской Германии. Для многих пассажиров этот отказ стал смертельным приговором, несмотря на то, что капитан судна, которому пришлось взять курс на возвращение в Европу, постарался сделать все возможное, чтобы люди не оказались в руках нацистов.

Побег из нацистской Германии

Пассажиры поднимаются на борт судна в Гамбурге. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
В конце 1938 года по Германии прокатилась волна еврейских погромов, и даже самые далекие от политики люди поняли, что рано или поздно каждый еврей в этой стране рискует попасть под репрессии и погибнуть.

Из Германии началась массовая эмиграция евреев в другие страны. А поскольку обстановка в Европе также становилась небезопасной, люди искали спасение за океаном. Но эмигрировать в США или Канаду было не так-то просто, нужно было заранее записываться в очередь и ждать в течение нескольких месяцев, поскольку там существовали ограничения по ежегодным иммиграционным квотам.

В то время многие старались на этом заработать, появились различные мошеннические схемы, предлагавшие беженцам ускоренную процедуру получения виз, или туристические визы, позволявшие провести период ожидания в одной из нейтральных стран.

Одну из таких «хитрых» схем организовал руководитель кубинского иммиграционного управления, предлагая беженцам кубинские туристические визы, которые давали бы им право на жительство в стране до момента получения американской визы.

На палубе Сент-Луиса. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
Узнав о таких махинациях, президент Кубы отменил действие туристических виз, однако 937 из них на тот момент уже были проданы пассажирам парохода «Сент-Луис», которые распродав или оставив все свое имущество и собрав небольшие чемоданы, ожидали отплытия парохода. Ни пассажиров, ни капитана парохода об изменении визового режима никто не предупредил.

Неделя на пароходе у берегов Кубы

Сент-Луис. / Фото: bonniekgoodman.medium.com
Ранним утром 13 мая 1939 года пароход «Сент-Луис» с 937 пассажирами на борту вышел из порта Гамбурга и направился к берегам Кубы. Почти все пассажиры этого рейса были евреями, навсегда распрощавшимися с Германией и ожидавшими открытия визы и выезда в США.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как японский Шиндлер в СССР спас тысячи евреев от концентрационных лагерей: Тиунэ Сугихара

Капитаном этого парохода был Густав Шредер, он не был членом нацистской партии, но флаг его корабля, как и всех кораблей германского флота в то время, украшала свастика. Однако он с состраданием относился к еврейским беженцам, и когда стало известно, что кубинские власти отказываются их принять, нашел среди пассажиров грамотных людей и организовал пассажирский комитет, чтобы советоваться с ними в столь трудной ситуации.

На рассвете 27 мая, когда «Сент-Луис» подошел к берегам Кубы, разрешения сойти на берег не получил никто из пассажиров и членов экипажа. Вокруг судна разгорелись страсти, велись бесконечные переговоры, отправлялись радиограммы, ничего не понимающие пассажиры были в панике.

Пока еще ничего не подозревающие пассажиры фотографируются на палубе
У одного из них сдали нервы, он порезал себе вены и выпрыгнул за борт. Его удалось спасти и отправить в местный госпиталь, после чего правительство Кубы организовало проверку документов и дало разрешение сойти на берег 28 пассажирам, у которых оказались правильно оформленные документы.

Недоступные огни Майами

Капитан Густав Шредер. / Фото: likewebov.life
Курсируя в течение недели у берегов Кубы и поняв, что договоренности с кубинскими властями достичь не удастся, капитан, по договоренности с членами пассажирского комитета, направил радиограммы на имя президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с просьбой об оказании срочной помощи беженцам.

Однако эти радиограммы остались без ответа. Тогда капитан Густав Шредер, прекрасно понимая, что ждет пассажиров, если они вернутся в Гамбург, развернул пароход и направил его к берегам Америки.

Попытка войти в порт Майами была не только отклонена иммиграционными властями США, но и встречена двумя предупредительными залпами. Во время переговоров представитель Госдепартамента сообщил пассажирам, что им придется соблюдать существующую процедуру и систему квот, которая позволяет въехать в США только 27 тысячам человек в год.

Несмотря на то что Рузвельт рассматривал возможность согласованных усилий по спасению еврейских беженцев за год до трагического рейса «Сент-Луиса», он в конечном итоге отказался от этой идеи, поскольку считал, что она будет политически непопулярна на фоне надвигающейся Мировой войны.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как одна женщина сумела спасти 10 000 еврейских детей и почему о её подвиге надолго забыли: Гертруда Вайсмюллер

Тщетными оказались также попытки договориться с властями Доминиканской Республики и Канады. Премьер-министр Канады заявил, что если они примут этих беженцев, за ними последует много других, поэтому «где-то должна быть подведена черта».

Капитан Густав Шредер с пассажирами. / Фото: spiegel.de
Не дождавшись ни от кого помощи, 6 июня лайнер взял обратный курс на Европу. Его сопровождало судно береговой охраны США, отслеживающее отчаявшихся пассажиров, которые в панике могли спрыгнуть с корабля. Но капитан Густав Шредер заверил пассажиров, что у него есть план, и судно не вернется в Германию.

Смертный приговор для 254 беженцев

Пассажиры Сент-Луис в бельгийском порту Антверпен / Фото: spiegel.de
В качестве последнего плана спасения пассажиров капитан рассматривал крайне радикальную идею — посадить судно на мель возле южного побережья Англии, поджечь его, а пассажиров эвакуировать с горящего судна на берег. В подробности этого плана он посвятил пассажирский комитет лайнера, но приводить его в действие не пришлось.

В самый последний момент еврейскому объединенному распределительному комитету удалось договориться с властями некоторых европейских государств. Согласие принять беженцев было получено от Великобритании, Франции, Бельгии и Голландии, которые в то время еще не были оккупированы нацистами.

Пришвартовавшись в бельгийском порту Антверпен, капитан Густав Шредер высадил там пассажиров своего многострадального судна, не догадываясь о том, что для многих из них эти испытания закончатся трагически. За исключением тех, кто был принят Англией, или кому за последующий год удалось дождаться визы в США, остальные пассажиры вскоре вновь оказались в руках нацистов.

Достоверно известно, что 254 пассажира «Сент-Луиса» с началом Второй мировой войны и оккупацией европейских стран окончили свою жизнь в немецких концентрационных лагерях. Такой оказалась цена безразличия мира и отказа государств в предоставлении помощи еврейским беженцам.

И хотя в 2012 году Госдепартамент США принес официальные извинения выжившим пассажирам «Сент-Луиса», а в 2018 году его примеру последовало правительство Канады, память об этом трагическом событии по-прежнему является болезненным напоминанием о человеческом безразличии.

Пассажиры «Сент-Луиса» в бельгийском порту Антверпен
А еще о том, что в отличие от целых государств, которые порой бывают безразличны к судьбам беженцев, вынужденных спасаться от войны, всегда есть такие люди, как капитан Густав Шредер или учительница Анна Эссингер, организовавшая дерзкий побег от нацистов целой школы.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий