Skip to content

Художник-философ, который рисует уходящее время: советский американец Юрий Купер

Открывая нашему читателю новые имена мастеров живописи, непременно хотелось бы обратиться к творчеству современного художника с удивительной судьбой. Юрия Купера, признанного во всем мире художника-шестидесятника, даже энциклопедические источники представляют невероятным словосочетанием – советско-российско-американский художник. Будучи живописцем и графиком, он в тех же энциклопедических данных отмечен и в качестве сценографа, скульптора, архитектора, дизайнера… И ко всему прочему Купер известен многим как незаурядный писатель с философским мышлением.

9

Юрий Купер (по рождению Куперман) и в свои 79 впечатляет зрителя полотнами, преисполненными ума, мысли и очарования. Его работы заставляют созерцать, вдумываться и слышать. Именно этим в свое время художник и завоевал всемирное признание. На сегодняшний день на арт-рынке его творчество пользуется большим спросом, стоимость его работ иногда просто заоблачна. Хотелось бы сказать, что большая их часть хранится в престижных галереях и музеях мира от Третьяковки до нью-йоркского Метрополитена. Вероятно поэтому, Юрия Купера называют художником мира и, поэтому так тепло принимает публика его работы, которые регулярно экспонируются в музеях и галереях Нью-Йорка и Парижа, Лондона и Женевы, Москвы и Санкт-Петербурга, а также многих других городах.

А так все начиналось…

А в Москве в далеких 60-х годах художник был известен как Юра Куперман. Родился за год до войны, в 1940 году, в семье музыканта и копировщицы. В детские и отроческие годы мальчишка был предоставлен сам себе. Его отец погиб во время Отечественной, а мать, получив похоронку, активно занялась устройством личной жизни. Сына же вырастила улица и коммуналка, где жили почти одни уголовники. С юных лет Юрка с друзьями-хулиганами пил водку в подворотнях и гонял в футбол. Такая неблагополучная среда обитания даже не предрасполагала к тому, что юный Куперман сможет вырваться из ее лап.

Художник Куперман в молодости.

Однако по окончании школы, когда перед Куперманом встал выбор — куда пойти учиться, он увязался за своим одноклассником, который решил поступать в Строгановку. А если учесть, что у друзей не было даже элементарного понятия о рисунке, не говоря о живописи, то их даже к экзаменам не допустили. И что любопытно, однокашник быстро нашел себе новую цель, а вот Куперман буквально зациклился на идее стать художником. Проявив необыкновенную целеустремленность, юноша целый год с упорством готовился к поступлению. Он даже брал уроки у профессиональной художницы, которая в свое время была ученицей самого Павла Чистякова. Наверняка еще тогда преподаватель смогла в нем разглядеть большие задатки. И уже на следующий год юноша стал студентом, а в 1963-м окончил художественное учебное заведение.

Эмигрировав в 1972-м из Союза, Куперман для себя открыл весь мир. И в какие страны только не забрасывала жизнь художника: Израиль, Франция, США, Англия на долгие годы стали его пристанищем. Там он творил свои полотна и создавал свое имя. Но душой и сердцем он всегда стремился в Россию.

Три окна. Живопись от Юрия Купера.

И совсем недавно, в 2016 году, художнику было предоставлено российское гражданство, именно с тех пор он живет на Родине, продолжая плодотворно работать. Его творческие идеи в области театра и живописи, архитектуры и дизайна, а также литературы – как и прежде неиссякаемы. И, невзирая на свои почтенные годы, Юрий Леонидович идет в ногу со временем и с невероятной трудоспособностью воплощает свои идеи в жизнь.

Немного о творчестве

Лилии. Живопись от Юрия Купера.

Художник работая в разных техниках и жанрах и используя в работе материал со сложной текстурой, создал свою уникальную «визитную карточку» представляющую собой живописные инсталляции с чрезвычайно простыми предметами. Это может быть и ржавый металл, и старая фанера, и холст, и бумага, обычные малярные кисти и старые артефакты, подобранные художником и преобразившиеся в процессе его труда в уникальные объекты искусства, кажущиеся зрителю застывшими в каком-то безвременье.

Инсталляции от Юрия Купера.

И первое с чем ассоциируются у зрителей, «…впервые увидевших произведения мастера – это смерть. Каждая вещь на его полотнах, прожившая длинную жизнь и припорошенная пылью времени, а иногда и покрыта ржавчиной – будто умирает, чем нагоняет щемящую тоску и ностальгию».

Стул. / Кисть. Живопись от Юрия Купера.

Однако параллельно с этим возникает чувство, что старые предметы быта, отслужившие свой век, поблекшие и изношенные под кистью мастера неожиданно обрели новую жизнь и заговорили сами за себя. В таком поражающем уважении художника к старым и ветхим вещам, имеющим историю, существенную роль сыграла преемственность поколений. Его дед был старьевщиком, и видимо, поэтому художник до сих пор любит бродить по рынкам и покупать старые предметы с историей, которые и преображает в произведения искусства. Цветовую гамму при этом, используя приглушенную, мрачную и весьма тусклую, как для живописи: «Я люблю свет, а не цвет, – много пишу в оттенках серого. Размашистая, яркая живопись – это не мое».

Живопись от Юрия Купера.

Особое внимание хотелось бы уделить фоновому пространству полотен художника. Фон каждой работы будто карта времени, по которой можно странствовать, рассматривая сантиметр за сантиметром картинную плоскость. И каждый раз, находя все новые и новые островки памяти, новый отзвук временного пространства.

Кармен. Живопись от Юрия Купера.

А также хотелось бы отметить, что в своих работах Юрий Купер не просто воссоздает мир вещей, покрытых патиной времени, он будто исследует само время и человеческое бытие, приобщая к этому и своего зрителя. Хотя, согласитесь, совсем не просто заинтересовать современную публику обыденными старыми вещами. А вот Купер сумел на все сто. И недаром его произведения пользуются значительным успехом у коллекционеров мирового уровня.

Живопись от Юрия Купера.

Что примечательно, уникальный стиль мастера, в большей степени проявляется в интересе к разложившейся материи, к тому, что подвергалось длительное время «влиянию и дождя, и ветра, и жгучего солнца, к тому, на что нанес на предметы след патины». Именно такой необычный колоритный материал, такие образы использует в своей работе Купер, дорабатывая их светом и тенью.

Живопись от Юрия Купера.

Художника никогда не привлекала чистая картинная плоскость, он всегда вдохновлялся пространством, которое может многое рассказать. И нужно отметить, что этот стиль мастер придумал не сам, его идею он заимствовал из нового течения средины прошлого столетия, получившее широкую распространенность в то время в Италии. Arte Povera –«бедное искусство» было подчинено отказу от традиционного представления о живописи, что с успехом и воплотил в своем творчестве мастер из России.

Яблоки./ Тюльпан. Живопись от Юрия Купера.

«Интеллектуальный художник мирового масштаба» – так говорят сейчас о Юрии Купере, признанном и в Европе, и в США талантливейшем художнике-шестидесятнике. Хотелось бы отметить, что за 50-летний творческий путь по многим странам мира было организовано и проведено около 60 персональных выставок гениального мастера.

Несколько слов о личной жизни мастера

И наконец, хотелось бы коснуться личной жизни мастера. Юрий Купер всегда был в центре внимания у женщин. И в свое время он даже состоял в браке с манекенщицей Милой Романовской. Впрочем, и романов с успешными и знаменитыми было немало, в том числе с французской киноактрисой Катрин Денев. Однако художник так и остался одиноким, больше не решившись создать семью. И в этом также его жизненная философия.

Книга Иова. Живопись от Юрия Купера.

В отличие от Купера, многие художники того времени жили и творили в Советском Союзе, создавая гениальные полотна, где жизнь била ключом. Красочность, легкость — вот отличительная черта этих работ: Москва и москвичи на полотнах импрессиониста эпохи соцреализма Юрия Пименова.

Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий