Наталья Гончарова – выдающаяся русская художница, дизайнер и писательница. Она прославилась на весь мир благодаря своим ярким, сочным и неординарным работам, сочетающих в себе несколько стилей: от фовизма и кубизма до футуризма и модерна. Также она была известна своими костюмами и декорациями для балета и театра, которые поражали своей многогранностью и непривычным по тем временам дизайном.
Русское искусство в течение первых двух десятилетий XX века впитало в себя новые стили и философию западноевропейского искусства и выдвинулось на передний план культуры. Гончарова и её муж Михаил Ларионов своей работой и усилиями по организации выставок и творческих коллективов оказались в центре этой художественной революции, которая предшествовала и сопровождала политические потрясения в стране.
Автопортрет с желтыми лилиями. / Фото: wikimedia.org.
Наталья родилась в Нагаево в Центральной России. Семья Гончаровых потеряла своё состояние, основанное на производстве льна, к концу XVIII века. Знаменитый поэт Пушкин женился на одной из её предков, Наталье Гончаровой, в честь которой она и была названа. Её отец был архитектором. Семья матери Натальи, семья Беляевых, произвела на свет нескольких священников и была известна как покровители музыки.
В ранние годы Наталья посещала гимназию в Москве. А в более сознательном возрасте, приняв решение стать художницей, она поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва), где изучала скульптуру у Павла Трубецкого, работавшего в стиле Огюста Родена. Три года спустя она покинула колледж, несмотря на то, что выиграла серебряную медаль и не завершила десятилетний период изучения этой учебной программы. Это совпало с её принятием живописи в качестве предпочтительного средства выражения.
1. Карьера и муж
Феникс, 1911 год, Наталья Гончарова. / Фото: economist.com.
К 1900 году Гончарова познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Ларионовым. Он также поступил в колледж, но на отделение живописи. Её решение заняться живописью было поддержано Михаилом, её увлечением игрой света и гармонией цвета в будущем стало визитной карточкой художницы.
Как и многие русские художники её времени, первые несколько лет ХХ века были периодом знакомства и принятия стилей, которые развивались в столицах Западной Европы. В то время её привлекали импрессионизм и дивизионизм, стили, связанные соответственно с Моне и Сёра. Оба стиля подчёркивали не изображение твёрдых объектов, а захват света (цвета), который отражался от объекта к глазу. В результате рисунок, как правило, был свободным, и акцент делался на цвете, а также на мазках краски. Это привело к осознанию краски, мазков, текстуры и рисунка на холсте. Эти два стиля были важны для освобождения искусства от чисто репрезентативного характера. Художники начинали осознавать, что искусство — это эстетическое выражение, вдохновлённое видимостью физического мира, но не зависящее от него.
Садоводство, 1908 год, Наталья Гончарова. / Фото: twitter.com.
Однажды великий русский балетный импресарио Дягилев организовал включение коллекции картин Гончаровой и Ларионова в русскую секцию Осеннего Салона в Париже. Их включение в эту недавно учрежденную ежегодную выставку нового радикального искусства (в том же 1906 году там была представлена первая группа фовистов) свидетельствует о том, что оба художника считались образцами тенденций Авангарда своей страны. В течение следующих девяти лет, до её эмиграции из России, Наталья участвовала в ряде важных выставок, многие из которых она и Михаил организовали. В этот период она также была представлена на выставке постимпрессионистов 1912 года, организованной Роджером Фраем в лондонской галерее Графтон, а также на персональных выставках в Москве и Санкт-Петербурге, и на выставке в парижской галерее Поля Гийома с каталогом известного критика Аполлинера.
2.Стиль районизма
Хоровод, Наталья Гончарова. / Фото: blogspot.com.
Полвека, предшествовавшие началу войны, были периодом бурного развития изобразительного искусства в России. Наталья была в первых рядах этого движения.
Удивительно, но в её творчестве одновременно проявились три различных направления: районизм, неопримитивизм и кубофутуризм.
Первый из них — оригинальный стиль, задуманный Михаилом и широко исследованный Натальей.
Районизм был в то время одним из совершенно абстрактных стилей в западном искусстве. Подобно импрессионизму, районизм концентрируется на световых лучах, отражающихся от предметов. Пространство в картине лучиста не поддаётся измерению, но представляет собой атмосферу, заряженную энергией бесконечного числа световых лучей либо непосредственно от солнца, либо, что более вероятно, лучей, отражающихся назад и вперёд от физических объектов вокруг него. Руководящий принцип чисто эстетичен в том, что цвета выбираются для их гармонии или визуального эффекта.
Полиптих «Урожай», Наталья Гончарова. / Фото: artsdot.com.
Более трёх десятилетий художники были очарованы идеей создания беспредметного искусства, основанного на оркестровке цвета. Если музыка совершенно абстрактна и, в то же время, бесконечно выразительна, то не может ли существовать искусство, использующее цвет (вместо звука), которое было бы столь же абстрактным и выразительным.
Вместо фрагментированных взаимосвязанных форм, встречающихся в кубизме, серия картин «Кошки» основана на длинных, режущих цветных штрихах. Районизм был недолговечным стилем, достигшим своего конца к 1914 году. Франц Марк, связанный с Мюнхенским Blaue Reiter (с которым Наталья выставлялась двумя годами ранее), восхищался её работами и писал в манере, вдохновлённой районизмом, возможно, благодаря её влиянию.
3. Стиль примитивизма
Ангелы, мечущие камни на город, Наталья Гончарова. / Фото: lucywritersplatform.com.
Безудержная и неугомонная, в поисках нового вдохновения, она также в значительной степени опирался на ранних художников-кубистов, таких как Пабло Пикассо в течение некоторого времени. Этот этап в её творчестве продолжался несколько лет и перекрывал её живопись, вдохновлённую русской традицией.
Но её иллюстрации к нескольким поэтическим книгам Велимира Хлебникова и Алексея Крученых показали её преданность древнерусским формам искусства, таким как икона, религиозные фрески и ксилография. В 1913 году она драматически заявила, что отворачивается от Запада, отдав свою симпатию Востоку.
Велосипедист, 1913 год, Наталья Гончарова. / Фото: aosmagazine.com.
На одной из её ранних выставок были представлены примитивистские и кубистические картины, а на более поздней выставке, которую организовал её супруг, экспонировалось больше пятидесяти работ Натальи. Она черпала вдохновение для примитивизма из русских икон и народного искусства, иначе известного как лубки. Вторая, более поздняя выставка была задумана как намеренный разрыв с Европейским художественным влиянием и создание независимой русской школы современного искусства. Мероприятие оказалось противоречивым, и цензор конфисковал религиозно-тематическую работу Натальи «Евангелисты», посчитав кощунственным вывешивать её на выставке под названием «Ослиный хвост». Наталья и Михаил долгое время подвергались преследованиям за свои произведения и то, как они выражали себя. Но даже в более поздних работах Наталии заметно влияние русского футуризма. Изначально увлечённая иконописью и примитивизмом этнического русского народного искусства, Наталья обрела славу в России благодаря своим футуристическим работам (одна из которых была картина под названием «Велосипедист»).
Наталья и Михаил, разрисовывая лица иероглифами и цветами, расхаживали по улицам в рамках примитивистского художественного движения. Сама Наталья время от времени не боялась появиться на публике полуголой с символикой на груди. Будучи лидерами московских футуристов, они устраивали провокационные лекционные вечера в том же духе, что и их итальянские коллеги. Ко всему прочему Наталья написала и проиллюстрировала несколько авангардных книг.
Цветы, 1902 год, Наталья Гончарова. / Фото: christies.com.
Наталья была членом авангардной группы Синий Всадник с самого первого дня её основания (1911 год). Спустя четыре года она всерьёз занялась разработкой балетных костюмов и декораций в Женеве. А в скором времени начала работу над серией эскизов для балета Дягилева, но, к сожалению, балет так и не был реализован.
Спустя несколько лет она переехала в Париж, где создала ряд декораций к русским балетам Дягилева. Она также выставлялась в Осеннем салоне и регулярно участвовала в салоне Тюильри и Салоне независимых.
Наталья и Михаил сотрудничали на четырёх благотворительных мероприятиях в Москве. Они оба разработали большую часть рекламных материалов для этого мероприятия.
4. Стиль неопримитивизма
Собирание яблок, 1909 год, Наталья Гончарова. / Фото: blogspot.com.
Параллельно с Районизмом Наталья писала в стиле, который сейчас называют неопримитивизмом. Это было явление, которое имело место ранее во Франции и в других странах и, по-видимому, связано с изменением политических, социальных и культурных устремлений. В сочетании с демократизацией политической и социальной мысли часто наблюдалась тенденция пытаться обнаружить глубинный характер национальных культур, обращаясь за вдохновением к традиционному народному или крестьянскому искусству. Из-за церковного происхождения её семьи и того, что она провела свою молодость, живя в загородном поместье, Наталья была бы привлечена к традиционному религиозному и народному искусству как часть её формирующего опыта и как изобразительное искусство её соотечественников. Это был период, когда интеллигенция стала рассматривать иконы (русские богослужебные образы) как важное национальное культурное наследие. Великая Романовская выставка икон, взволновала многих эстетически чувствительных людей.
Наталья писала на религиозные темы в течение ряда лет, чувствуя, что интенсивно религиозный смысл и значение икон является одной из самых важных целей для художника, чтобы запечатлеть в своём творчестве. Богатые цвета, ослепительные декоративные эффекты, а также высоко формализованный и стилизованный характер икон уже вдохновили её на работу.
Золотой петушок, 1914 год, Наталья Гончарова. / Фото: livejournal.com.
Это привело к тому, что она прибегла к манере, не связанной с академической практикой. Помимо подчёркивания плоских, декоративных качеств, иногда краска казалась разбрызганной по поверхности или наносилась быстро для спонтанности эффекта. Очарование и наивность, которые раньше были воспеты в живописи Анри Руссо, появились в творчестве русской художницы и, что очень важно для неё, были заимствованы из местных источников.
5. Стиль кубофутуризма
Птицы и цветы, Наталья Гончарова. / Фото: fadmagazine.com.
Между 1913 и 1914 годами кубофутуризм, аспекты тогдашних современных стилей кубизма и футуризма, появился в живописи Натальи. Кубизм был известен русским художникам благодаря публикациям, выставкам и коллекциям, таким как коллекции Морозова и Щукина. Кубизм был амбивалентен к цвету в пользу нового чувства структуры—фрагментации и сцепления формы, приводящего к однородно одушевлённой композиции, в которой устраняется отношение фигуры/основания.
Итальянский футуризм также имел последователей в России в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне.
Её футуризм, как и у итальянцев, был полон красок. Ощущения движения вызывались ритмическими повторениями фигур или линий. Включение окрашенных слов или фрагментов слов, как будто они были из знаков и частью окружающей среды, через которую человек проходил, ещё больше способствовало этому восприятию. Звуковые волны также подразумевались ритмическими эффектами и иногда использованием музыкальных обозначений.
6. Последние годы жизни
Аэроплан над поездом, Наталья Гончарова. / Фото: ggpht.com.
Наталья провела остаток своей жизни в Париже, признанная важным членом художественного сообщества города. Она продолжала заниматься живописью, но наиболее заметные её работы пришлись на область сценического дизайна. В этой сфере и она, и Михаил стали мировыми звёздами. Наталья всё больше отождествляла свою работу с Францией. В 1936 году она вместе с Михаилом участвовала в важном международном конкурсе театрального искусства, проходившем в Милане. Они предпочли выставлять свои работы во Французской секции, а не в секции Советского Союза, и, когда они выиграли серебряную медаль, честь досталась их именно Франции.
После вторжения Адольфа Гитлера во Францию весной 1940 года Наталья и Михаил оказались под немецкой оккупацией. В последующие трудные годы им обоим удалось продолжить свою карьеру в театре. Затем выставка их необъективных картин в Париже напомнила публике об их выдающейся роли в развитии современного искусства в начале века. Как утверждали некоторые, эти два художника намеренно опережали некоторые из своих работ, иногда более чем на десятилетие, чтобы укрепить свою репутацию новаторских художников.
Полиптих «Урожай», фрагмент, Наталья Гончарова. / Фото: vogue.ru.
Михаил перенёс инсульт, и финансовое положение супругов, никогда не отличавшееся особым комфортом, стало ещё более шатким. Они выжили частично за счёт продажи своих ранних картин. Наталья также перенесла множество физических недугов, в том числе тяжёлую форму артрита, из-за которой невозможно было рисовать на мольберте. Продолжая демонстрировать свою преданность работе, она поставила холст перед собой в ровное положение, чтобы продолжать манипулировать кистью.
Наталья сделала свою последнюю попытку в области театрального дизайна в 57 году. Она состояла из костюмов и декораций для серии балетов в Монте-Карло. Годом позже она устроила в Париже заключительную выставку своей живописи, показав около двадцати полотен, вдохновлённых русским запуском космического спутника «Спутник».
Сбор картофеля, Наталья Гончарова. / Фото: pinimg.com.
Супругов по-прежнему терзали финансовые проблемы. Только продажа значительной части библиотеки и работ супругов лондонскому музею Виктории и Альберта помогла сохранить их платежеспособность.
Наталья умерла от рака в Париже. На её надгробии было просто написано, что она художница и живописец. Смерть Михаила наступила вскоре после этого. Он был похоронен рядом с ней с такой же надписью на своём надгробии.
В продолжение темы о живописи – шесть мировых лидеров, которые прославились не только в политике, а и в искусстве.
Источник
Оставьте первый комментарий!