Skip to content

Как австралиец стал самым модным художником Парижа: Дамы Прекрасной эпохи в живописи Руперта Банни

На рубеже веков Руперт Банни был, пожалуй, не самым популярным, но самым модным художником Парижа. Он получал восторженные отзывы критиков и медали на престижных выставках, его утонченные прекрасные дамы, занятые то праздным отдыхом, то нехитрыми будничными заботами, очаровывали консервативную публику, не готовую принять эксперименты модернистов. Он однозначно испытал влияние импрессионизма, японизма и авангардных течений, но всегда оставался «идеальным художником» , писавшим элегантные салонные картины и прославлявшим чистую, безоговорочную красоту. А еще он был австралийцем – и входит в число величайших художников Австралии.

Истоки творчества

Спящие.

Руперт Чарльз Вулстен Банни родился в Мельбурне в семье судьи британского окружного суда штата Виктория Брайса Банни и Мари Вульстен, этнической немки. Он рос в семье, где говорили на двух языках, и именно это, по-видимому, научило его прекрасно адаптироваться в любой среде. Он был не только «идеальным художником», но и «идеальным эмигрантом» — легко и быстро заводил знакомства, отлично вписывался что в парижскую, что в лондонскую богему.

Летнее утро.

Кроме того, в детстве он два года провел в Европе, получив начальное знание французского – языка, на котором будет говорить почти всю свою взрослую жизнь. Банни рос в достатке, получил прекрасное образование, в 1881 году был зачислен в Мельбурнский университет, где собирался изучать архитектуру, но вскоре изменил свое решение – выбрал карьеру живописца. В двадцатилетнем возрасте он переехал в Лондон, чтобы изучать академическую живопись, провел полтора года там и еще два – в Париже. Всюду он чувствовал себя как дома, все давалось ему легко – и так же легко, хоть и учился у художников консервативного крыла, он заимствовал и адаптировал новейшие художественные течения.

Прогулка на утесе.

Учителя Банни были приверженцами неоклассического стиля, отсюда и мотивы античной мифологии в его творчестве. К тому же ранний Руперт Банни – лондонского периода – не мог избежать влияния прерафаэлитов, особенно Джона Эверетта Милле и Данте Габриэля Россетти, обращался и к символизму. Он населял свои полотна прекрасными женскими фигурами, словно застывшими во времени. Хоть они и постоянно чем-то заняты – играют в шахматы, читают, расчесывают волосы – но лишены суетливости, кажутся замершими, неподвижными, а ситуации и обстановка – нарочитыми и исполненными тайных знаков.

Жанна

Жанна за книгой.

В 1895 году он познакомился с художницей Жанной Элоизой Морель, которая стала его постоянной натурщицей, музой, соратницей и, наконец, супругой. Некоторые биографы и исследователи творчества Руперта Банни утверждают, что, хоть он и писал преимущественно женщин, они интересовали его исключительно как тема для творчества – и ни капли физического влечения.

Dolce Far Niente.

Совет.

Со стороны, впрочем, его отношения с Жанной Морель казались весьма романтичными – эмоционально они были очень близки. Супруги много путешествовали, регулярно бывали на родине художника, а смерть Жанны повергла Банни в тяжелую депрессию, вынудившую его на время прервать творческую карьеру и покинуть Париж. Кроме того, считается, что отношения с Жанной привнесли в символистские полотна Банни нотку французской чувственности. Техника его становилась более импрессионистской и живой, в сюжеты вторглась современность – теперь прекрасные нимфы переоделись в модные платья и шляпы, отдыхали в гамаках, прогуливались на побережье. Критики и заказчики были в восторге от его картин.

Японизм

Туалет.

Несмотря на склонность к символизму, творчество Банни, как космополита, было понятно всем и каждому – как понятна женская красота, краски природы, музыка и любовь. Даже в поздний, австралийский период, он намеренно избегал сложных культурных отсылок, стремясь к некой универсальности сюжетов. И, конечно, Руперт Банни был в хорошем смысле коммерческим художником – он тонко чувствовал предпочтения публики. Той публики, у которой были деньги.

Сада Якко.

Всеобщее увлечение Японией и интерес к ориентальным мотивам он воспринял с энтузиазмом. В череде его респектабельных, элегантных портретов есть портрет японской актрисы, «Мадам Сада Якко в роли Кесы» (около 1900 года), на котором она изображена в образе главной героини экранизации пьесы театра Кабуки.

На балконе. Солнечный свет.

В интерьерах, где грустят, мечтают, дремлют его красавицы, появляются расписные ширмы, сами женщины облачаются в кимоно, держат в руках веера. Композиции ряда полотен навеяны японскими гравюрами периода Эдо.

Музыка

Возвращение из сада. Кто идет?

Большое влияние на творчество Банни оказала музыка – с самого детства, ведь его мать была талантливой пианисткой. Художник и сам мог бы сделать карьеру классического пианиста – профессиональные музыканты отмечали его исключительную музыкальную одаренность. А с профессиональными музыкантами и композиторами он тепло и нежно дружил. Например, с Кларой Шуман – но входили в широкий круг его знакомств и композитор Клод Дебюсси, оперные певицы Ада Кроссли и Нелли Мельба, композитор и пианист Перси Грейнджер – художник писал их портреты. Его героини нередко вслушиваются в звуки сонат и симфоний.

Интерес к «Русским сезонам» Дягилева (наряду с обращением к творчеству фовистов) привнес в живопись Банни нотки этнических мотивов, греческой архаики, сюжеты, посвященные грубоватым экстатическим танцам.

Австралия

Миссис Герберт с дочерьми.

После тридцати двух лет в Европе художник вернулся в Австралию, где, несмотря на жизненные трудности, быстро влился в творческую жизнь Мельбурна. Он ежегодно демонстрировал публике свои работы, все более насыщенные по цвету и примитивистские по светотеневой лепке фигур – Банни теперь в значительной степени увлекался фовизмом и другими авангардными течениями. С этим был связан и его отказ вступить в Австралийскую академию художеств – вместо этого он стал вице-президентом Общества современного искусства , созданного в 1939 году в Мельбурне.

Руперт Банни скончался в возрасте восьмидесяти двух лет – и вошел в историю живописи не только как признанный в Европе австралийский художник, документалист «прекрасной эпохи» с ее прекрасными дамами и прекрасными интерьерами, но и как убежденный пропагандист modern art, стремившийся создать интернациональный художественный язык, понятный во всем мире.

Нередко Банни изображал повседневные взаимодействия между женщинами — как и Луиза Катерина Бреслау, для которой женская дружба имела особое значение.

Текст: Софья Егорова.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий