Skip to content

Как инженер-нефтяник украсил московский ГУМ и построил башню на Шаболовке: Владимир Шухов

Владимира Шухова помнят по его архитектурному наследию. Гиперболоидные конструкции, «шуховская башня» на Шаболовке, стеклянное перекрытие ГУМа… Его считают «отцом» функционализма, вдохновившим не одно поколение архитекторов. Однако сам он пять десятилетий отдал нефтяной промышленности и изобретательству…

Гиперболоидная сетчатая оболочка — вклад Шухова в архитектуру.

Владимир Шухов родился в 1853 году, в городе Грайвороне Курской губернии, в семье ревизора. Еще ребенком он шокировал учителей и родителей своими исключительными талантами. Например, в четвертом классе придумал собственное доказательство теоремы Пифагора – на порядок лучше, логичнее и красивее существующих. Окончив петербургскую гимназию, он поступил в Московское императорское техническое училище (ныне – МГТУ имени Баумана). Многим нагрузка там казалась непосильной, но Владимир Шухов получал истинное наслаждение от учебы, а в свободное время пропадал то в мастерских, то в библиотеке. Ему был всего двадцать один год, когда он создал первое свое изобретение – паровую форсунку для сжигания жидкого топлива.

Шуховская водонапорная башня в Подольске.

Шухов блестяще окончил императорское училище и был награжден поездкой в США в составе научной делегации. Оттуда юноша привез уйму впечатлений – в Америке в те годы технический прогресс шел усиленными темпами, а благотворители жертвовали огромные деньги на развитие техники и технологий. В России его ждали с распростертыми объятиями. Директор училища, Жуковский, умолял его остаться и преподавать там, математик Пафнутий Чебышев уговаривал пойти работать в Петербургский университет, но… Шухов не видел себя высоколобым теоретиком или суровым профессором. Его интересовало только изобретательство, только живой творческий процесс, только практическая инженерия. Правда, тогда и сам он не мог подумать, что станет родоначальником современной архитектуры.

Клёпаный нефтяной резервуар Шухова на железнодорожной станции Владимира.

Впрочем, именно Владимиру Шухову обязана своим развитием и отечественная (что отечественная – мировая!) нефтяная индустрия. Дело было так: вернувшись из США в Петербург, двадцатипятилетний Шухов отверг все лестные предложения и устроился в чертежное бюро Варшавско-Венской железной дороги. Казалось, впереди лишь рутинная работа, серые будни и никакого полета фантазии, но тут в его жизнь ворвался некий Александр Бари – и понеслось.
Бари познакомился с Шуховым еще в США и был весьма впечатлен его умом и одаренностью. В то время Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, которые занимались нефтедобычей в Баку. Он не без труда разыскал своего друга в России – и тут же предложил ему должность. Шухов согласился почти без раздумий.

Строительство сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны конструкции Шухова на Выксунском металлургическом заводе.

На Бакинском месторождении его ждал неприятный сюрприз. Там царила полная неразбериха, жуткая грязь, о технике безопасности даже не вспоминали. Земля была пропитана мазутом, в воздухе стоял густой запах бензиновых испарений. Шухов решительно взялся за дело – он был намерен изменить все.
В первую очередь на производстве был введен крекинг – личное изобретение Шухова, процесс разделения нефти на фракции. Теперь стало возможным получать из нефти не только керосин, как это было до появления крекинга, а еще и солярку, мазут, моторные масла… В Баку он собрал первую в мире установку для крекинга. Затем появились паровые форсунки, трубопровод для перекачки нефти, цилиндрические резервуары – все по проектам молодого инженера.

Водонапорные башни Шухова в городах России.

Сотрудничество Бари и Шухова стало творческим союзом, о котором можно только мечтать, и продлилось оно целых полвека. Бари высоко ценил способности Шухова и предоставлял ему полную свободу действий.

Стеклянные перекрытия ГУМа.

На излете XIX века Шухов увлекся созданием металлоконструкций. Первой его крупной работой в этой области стали стеклянные перекрытия ГУМа. В 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там Шухов представил публике восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, перекрытие в виде стальной мембраны и потрясающую гиперболоидную башню. Затем последовали сотни проектов инженерных сооружений – маяков, арочных сводов, опор линий электропередач… Конструкции Шухова были легкими, прочными и по-настоящему новаторскими.

Дебаркадер Киевского вокзала в Москве.

Первая в мире стальная мембрана-перекрытие. Ротонда В. Г. Шухова.

У Шухова был бурный роман с Ольгой Книппер – будущей женой Чехова, однако впоследствии он связал себя узами брака с Анной Мединцевой, родственницей Ахматовых. В семье было пятеро детей. В 1919 году он потерял младшего сына – тот умер от туберкулеза (хотя существует драматичная легенда о том, что причиной смертью стали перенесенные в тюрьме пытки и голод; также указывается, что за освобождение сына Шухов передал государству патенты на все свои изобретения, что, по-видимому, не соответствует действительности). Впоследствии двое сыновей Шухова действительно были репрессированы.

Инженер не принял Октябрьской революции, однако стремился быть выше политики. «Всем нужны котлы и башни – и мы будем нужны», — писал он. И пусть он не был сторонником социалистических идей, работа не останавливалась. В 1922 году небеса пронзила гиперболоидная башня радиостанции на Шаболовке, одна из нескольких башен-сестер, разбросанных по всему миру.

Башни на Оке.

Над Окой протянулась линия передач башенной конструкции – тоже изобретение Шухова. Заработали заводы, возведенные по его проектам, и ни одна из советских строек первых пятилеток не обходилась без его новшеств… Достижения Шухова признали. Он получил Ленинскую премию и звезду Героя Труда, его приняли в Академию наук.

Вид на шуховскую башню в Москве.

В возрасте восьмидесяти шести лет Владимир Шухов получил обширные ожоги во время пожара в собственном доме и после пяти суток борьбы за жизнь скончался. Некоторые из его построек безвозвратно утеряны, но многие продолжают функционировать. Его изобретения до сих пор используются в нефтяной промышленности, а башни исправно принимают и передают сигналы. В числе его поклонников – Норман Фостер (создатель башни Мэри-Экс в Лондоне) и многие другие творцы современной архитектуры.

Текст: Софья Егорова.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий