Skip to content

Как на Русском Севере делали топорщину и что ещё известно про народные ремёсла прошлого

Русский север ассоциируется у нас с непростыми природными условиями, свободными, пусть и суровыми людьми, сложной и драматичной борьбой вечевых республик за независимость… и, конечно, многочисленными и разнообразными художественными ремеслами. Резьба, роспись, кружевоплетение… Каждый промысел имеет свою историю и продолжает жить, привлекая внимание не только поклонников русской старины, но и тех, кто желает найти вдохновение в прошлом для создания собственных новаторских проектов.

Борецкая роспись

Современный и исторический образец борецкой росписи.

Появление борецкой росписи, давшей начало многим традиционным промыслам русского севера, связывают именно с централизацией Руси и покорением Москвой вечевых республик. История эта еще ждет своего Мориса Дрюона! Существует легенда о том, что именно туда, где позднее зародился промысел, бежала Марфа Борецкая со своими сторонниками.

Мотивы эти были привнесены новгородскими переселенцами.

Ей принадлежали обширные земли по всей Северной Двине – и, соответственно, село Борок получило свое название от ее фамилии. Марфа Борецкая выступала против присоединения Новгорода к Москве, была неформальным лидером новгородской боярской оппозиции вместе с еще несколькими женщинами и вела переговоры с Литвой о присоединении Новгородской республики с полным сохранением самоуправления. Однако ее действия не увенчались – очевидно – успехом, а сама Марфа либо казнена, либо заключена в монастырь. Но народная молва всегда даровала долгую и счастливую жизнь своим бунтарям, пусть фигура Борецкой с ее интригами и личной захватнической политикой всегда была достаточно спорной. Однако такая сильная, властная, самостоятельная женщина не могла так просто исчезнуть! Так и появилась история о том, что именно ее друзья и сторонники, среди которых были иконописцы и миниатюристы, принесли на берега Двины яркие орнаменты с птицами, цветами и Древом жизни. Во всяком случае, сама по себе эта орнаментальная традиция действительно генетически связана с Новгородом.

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись.

Пермогорская роспись.

В числе традиционных северодвинских росписей можно упомянуть, например, и пермогорскую, которая сохраняет с борецкой значительное сходство – яркие цвета (что объяснимо – как еще радовать глаз в этих холодных краях?), многочисленные цветочные орнаменты, часто встречаются образы птиц. Пермогорская роспись демократична – вместо фантастических сюжетов широко включает в себя сцены крестьянской жизни. Традиционно таким образом – впрочем, это характерно для всего русского севера – расписывались прялки. Встречаются также сундуки, колыбели и ларцы.

Мезенская роспись

Прялки и мотивы мезенской росписи.

А вот мезенская роспись – иная и по ритмике, и по образному ряду, и по колориту. Хотя окончательно в Палащелье сложилась она (как и большинство русских народных промыслов) в XIX веке, истоки ее – древние. Пожалуй, именно мезенская роспись сильнее всех прочих несет на себе отпечаток стародавних времен. Основные цвета – черный и красный. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы, красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Желтый оттенок фон приобретал благодаря олифе. Мотивы сохраняли прочную связь с языческим прошлым. Ромбы, символизирующие, по словам исследователей, обработанную землю, алые кони на длинных черных ногах и олени с огромными рогами… Появляются фигуры птиц, возникает мотив мирового древа. Самые старые образцы мезенской росписи нанесены на прялки –«корневухи» из древесины ели или березы. Прялки, коробы и сундуки мастера продавали по берегам Пинеги, Печоры и Двины. Сегодня мезенская роспись, пожалуй, одна из самых популярных – особенно в образовательных учреждениях, где изучаются народные промыслы, поскольку легка в исполнении, выразительна и взывает к какой-то внутренней древней свободе в каждом из нас.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Гжельские узоры: От старинных мотивов до современных интернет-мемов.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка.

Загадочный Каргополь (Архангельская область) с долгой и сложной историей стал родиной народной глиняной игрушки. Каргопольская игрушка, наряду с дымковской и филимоновской, в первую очередь приходит на ум, когда мы говорим о малой пластике в русском декоративно-прикладном искусстве. Поскольку в этом регионе довольно много красной глины, дополнительным источником дохода для местных крестьян было изготовление посуды. Игрушка делалась из остатков, ради развлечения. Ими даже не особенно торговали поначалу, чаще просто раздаривали детям, но использование орнаментов и ярких красителей сделало игрушки более продаваемыми. Кроме того, яркие медведи и козлики на прилавке становились своего рода рекламой, привлекая внимание покупателей на ярмарках. Каргопольская игрушка, конечно, использует и общераспространенные образы вроде кормилиц и всадников, но характерные ее персонажи – антропоморфные животные и зооморфные люди, бородатые кентавры в русских рубахах – их называют Полканами или Полиханами. Иногда Полкан – не полуконь, а полупес, персонаж, без сомнения, таинственный.

Деревянная игрушка

Щепная игрушка и топорщина.

Деревянная игрушка Архангельского и Вологодского края изучена очень мало, при этом – интригует исследователей и вдохновляет современных художников. Она проста по форме, даже груба. Называют северную деревянную игрушку топорщиной, поскольку она действительно вырубалась топором буквально в несколько точных, резких движений. Основой для игрушек становились отслужившие свое элементы архитектуры и щепки, оставшиеся от плотницких работ. Такое вот безотходное производство – без сомнения, актуальная тема в наши дни!

Игрушка с колесами.

Иногда их, видимо, окрашивали, но чаще наносили условный и очень простой орнамент. Чаще всего изображались традиционно безликие человеческие фигуры, монолитные, суровые, птицы и лошади, встречаются сани и тележки с движущимися колесами. Некоторые ученые выстраивают связь северной деревянной игрушки с древними панками – деревянными пермскими идолами и фигурами предков.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как традиционное ремесло создания деревянных скульптур превратили в современное искусство.

Вологодское кружево

Мастерица за работой.

Вологда – край контрастов. Здесь и богатый след истории русской революции, и центр самого, пожалуй, женского и самого изысканного промысла – кружевоплетения. В целом многие традиционные промыслы обязаны своим существованием и сохранением женщинам, женской способности к сотрудничеству. Первые образцы кружева попали в Вологду из Европы в ХVI веке по Северному морскому пути, но в дальнейшем в регионе сложились собственные техники и мотивы плетения на коклюшках.

Кружево с мотивами снежники.

Самый распространенный мотив вологодского кружева – снежинка, но в основе его орнаментики – и элементы северной деревянной резьбы, и образы ткачества, народной росписи. Хотя промысел формировался в период крепостничества, именно с его отменой он расцвел по-настоящему, став для женщин способом обрести финансовую и социальную самостоятельность. Начинали обучение очень рано, трудились сообща, целыми многопоколенными семьями, поддерживали друг друга песнями. Один из эпизодов советского мультфильма «Смех и горе у Бела моря», снятый по мотивам сказок Семена Писахова и Бориса Шергина, посвящен именно труду вологодских кружевниц, чьи песни, застывая на морозе, и становятся кружевом.

А еще — именно свободный народ Русского Севера первым открыл «окно в Европу»!

Текст: Софья Егорова.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий