Skip to content

Как снег из опилок в «Гусарской балладе» чуть не сорвал съемки и другие закадровые секреты советского кино

В киноиндустрии Советского Союза существовали свои секреты, о которых обычный зритель, погруженный в просмотр фильма, даже не подозревал. Вероятно, вы никогда не размышляли о многообразии приемов и хитросплетениях сценарных решений, которые применялись для создания кинокартин, ставших классикой советского кино. Впрочем, это и хорошо. Ведь задача кино — развлекать зрителя, заставлять его переживать, получать эмоции. И всё же, как создавались спецэффекты в советское время…

Неожиданные встречи с тиграми в «Полосатом рейсе » и «Гусарская баллада» со снегом из опилок, мела и нафталина

Евгений Леонов очень испугался тигра./Фото: https://files.pravda-nn.ru/
В некоторых советских фильмах на экранах мелькали сцены с участием настоящих хищников. Так было и в комедии «Полосатый рейс». Неудивительно, что многие актеры ощущали страх перед съемками. Один из таких инцидентов произошел с Евгением Леоновым, который хищников опасался. Его роль предполагала контакт с этими животными. Вспомните сцену, где актер, сидя в пенной ванне, встречает полосатого гостя.

Евгений Леонов настоял на использовании прочного стекла между ним и тигром, и режиссер Владимир Фетин пошел на уступки. Леонов занял место в ванной и начал мыться. Однако отражение в стекле мешало съемке, и, пока актер был занят, защиту незаметно удалили, а тигра впустили в помещение. Столкнувшись лицом к лицу (вернее, к морде) с хищником, Леонов в испуге выбрался из воды и в панике покинул место съемки. Реакция оказалась настолько естественной, что режиссер решил оставить этот момент в финальной версии фильма.

Замысел экранизации комедии на основе произведения Александра Гладкова «Давным-давно», посвященной 150-летию триумфа над Наполеоном, был встречен кинематографистами с воодушевлением. Кинокомпания «Мосфильм» с энтузиазмом взялась за воплощение этой идеи в жизнь. Одна из занимательных историй, связанных с производством: начало работы над «Гусарской балладой» пришлось на март, когда снег еще не исчез с земли. Это позволяло снимать сцены на улице без затруднений, следуя первоначальному замыслу. Но, как известно, кинопроцесс непредсказуем и порой длителен.

Когда к апрелю снег растаял, перед режиссером и художником-постановщиком встала задача поиска замены. В результате двор усадьбы Азаровых, где должна была проходить сцена дуэли, был покрыт опилками, смешанными с мелом и нафталином, а кровля окрашена в белый цвет. Однако, этот искусственный «снег» вызвал аллергическую реакцию у некоторых участников съемочной группы.

Космический корабль из хвоста самолета в «Кин-дза-дза!» и мороженое из творога в «Бриллиантовой руке»

Вместо мороженого в Миронова кидали творог./Фото: https://www.vzsar.ru/
Культовая картина «Кин-дза-дза!», где Евгений Леонов воплотил образ Уэфа, остается в памяти многих. Приветствие «Ку», впервые прозвучавшее в фильме, до сих пор используется среди друзей. Мало кто знает, что космический аппарат «Пепелац» был сделан из хвостовой части самолета, которую затем обработали пенополиуретаном, имитирующим старую ржавчину.

Фраза «Дитям — мороженое» из фильма «Бриллиантовая рука» осталась в памяти многих. Однако, не все знают, что в фильме этого лакомства не было. В эпизоде, где Андрею Миронову летит в лицо предполагаемое эскимо, на самом деле был использован творог. Этот продукт предпочли мороженому из-за его способности липнуть к коже. К тому же творог не таял. В поисках идеального кадра Леонид Гайдай несколько раз просил бросать в Миронова молочным продуктом, чтобы достичь желаемого эффекта. Сцена удалась!

«12 стульев» и поиск стульев Гамбса

Режиссер Гайдай пытался найти стулья мастера Гамбса для реквизита./Фото: https://m.media-amazon.com/
«Двенадцать стульев» завоевало сердца зрителей не только благодаря неподражаемому таланту актеров, но и уникальному реквизиту. Леонид Гайдай, режиссер киноленты, стремился запечатлеть в своем творении только мебель от известного мастера Гамбса, которую оказалось чрезвычайно сложно отыскать.

В конце концов, единственный комплект был обнаружен у дамы, которая категорически отказывалась расставаться со своими сокровищами. Тем не менее, она согласилась на компромисс, разрешив сделать фотографии стула с разных ракурсов. Полученные изображения послужили основой для создания точных копий, и мебельные мастера воплотили в жизнь 12 стульев по заказу Гайдая. После окончания съемок режиссер приобрел оставшиеся экземпляры для личного использования.

«Через тернии к звёздам» и «Джентльмены удачи»

Во многих фильмах удавалось создать интересные визуальные эффекты из подручных средств.
Советский научно-фантастический кинематограф оставил неизгладимый след в истории благодаря своим запоминающимся сюжетам и визуальным эффектам. Один из таких фильмов, «Через тернии к звёздам», удивил аудиторию не только захватывающим повествованием, но и технической изобретательностью при съемке ключевых моментов. К примеру, сцена полета главного персонажа в условиях невесомости была реализована в водной глубине.

Вместо космического скафандра для актера использовали дайвинг-костюм, а систему подачи воздуха скрыли за кадром, закрепив ее у ног, чтобы избежать появления воздушных пузырьков.
В другом запоминающемся эпизоде создатели ленты столкнулись с задачей воплощения инопланетной жизни. Загадочное внеземное вещество, биомасса, которая вызывала страх у зрителей, на самом деле была смесью теста и пены, используемой пожарными. Для создания иллюзии движения в массе незаметно перемещались аквалангисты, в задачу которых входило шевеление пены.

В кинематографическом шедевре «Джентльмены удачи» зрители могли наблюдать за приключениями героев, путешествующих в необычном транспортном средстве —бетономешалке. Что же на самом деле было залито в емкость в качестве имитации бетонной смеси? Конечно, актеры не рисковали здоровьем, окунаясь в строительный бетон. Для создания «жижи» безопасного, и в то же время реалистичного вида, режиссер Александр Серый проявил смекалку: была смешана хлебная закваска, подкрашенная в зеленый оттенок и луковая эссенция. Эта смесь выглядела очень убедительно на экране, но после съемок актерам приходилось тщательно очищаться от ее следов, которые были не только видны, но и имели специфический и очень сильный запах.

Пепелац, который сделали из хвоста самолета, проделал олгий путь, прежде чем появился на съемочной площадке: Куда на съемках «Кин-дза-дза» пропал пепелац и др закадровые секреты культовой трагикомедии Данелии.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий