Skip to content

Какую зимнюю одежду носили наши предки: Меха, шубы и манто на картинах великих художников

Сегодня, конечно, существует великое множество теплой, удобной и красивой верхней одежды – курток, пуховиков, пальто с высокотехнологичными мембранами и качественным утеплителем. Однако и сейчас многие готовы поспорить с тем, что эпоха шуб прошла, даже рискуя ввязаться в долгую дискуссию с противниками ношения натурального меха. А в прежние времена меховая одежда была жизненно необходимым элементом гардероба в морозы и показателем статуса и богатства, когда холод уже отступал. И, конечно, фактура и оттенки меха особенно нравилось писать художникам, а потому герои картин великих живописцев так часто облачены в шубы – или хотя бы хвастаются меховыми воротниками.

Борис Кустодиев, «Портрет Ф.И.Шаляпина»

Портрет Ф.И.Шаляпина.

Великий Федор Шаляпин в полный рост – и его знаменитая бобровая шуба тоже. И заказчику, и художнику эта шуба казалась забавной, потому что ею заплатили Шаляпину за концерт, а происхождение ее оставалось тайной, однако на портрете «краденая» шуба только добавляет оперному гению величия. Шаляпин возвышается над снегами и городом, словно на сцене. Работа над портретом шла долго – целых два года. Кустодиев в тот период создавал декорации для оперы «Вражья сила» по пьесе Островского – эту работу предложил ему сам Шаляпин.

И хотя Кустодиев в то время страдал из-за тяжелого паралича обеих ног и был вынужден передвигаться на коляске, он с радостью взялся за создание декораций.

Между художником и певцом установились теплые дружеские отношения, полные взаимного уважения и восхищения. И, конечно, после премьеры «Вражьей силы» Кустодиев загорелся идеей написать полноценный портрет Шаляпина. Высота оригинального полотна – более двух метров. Борис Михайлович придумал приспособление, позволяющее перемещать огромный холст туда-сюда, поднимать и опускать его. Работа над картиной такого формата – тяжелая работа и для здорового художника, а уж для ограниченного в подвижности – настоящий подвиг.

Сложностей добавляло и присутствие на картине любимого пса Шаляпина – бульдога по кличке Ройка, который вовсе не собирался стоять смирно, и для сохранения нужной позы приходилось… сажать на шкаф кота. Этот портрет Шаляпин считал одним из самых удачных, хранил в личной галерее. Кустодиев впоследствии написал уменьшенную версию.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сын великого Шаляпина вышел из тени отца, создал 413 обложек культового журнала и стал «Мистером Time».

Алонсо Санчес Коэльо, «Дама в меховой накидке»

Дама в меховой накидке.

Прекрасная испанка с темными густыми бровями, укутанная в горностаевые или рысьи меха, долгое время оставалась загадкой для искусствоведов. Авторство этого утонченного портрета долгое время приписывали Эль Греко, однако в 2019 году переатрибутировали – теперь это картина Алонсо Санчеса Коэльо, придворного художника Филиппа II. А вот кто на ней изображен – неизвестно, а ведь, судя по богатым мехам, шелкам и драгоценностям, красавица принадлежит к высшим слоям общества.

Тициан, «Портрет мужчины в красной шапочке»

Портрет мужчины в красной шапочке.

Молодой богач с задумчивым видом позирует величайшему художнику своего времени. Хоть имя натурщика неизвестно, но сам портрет был хорошо известен художникам уже в эпоху барокко, и они включали фигуру роскошно одетого юноши в собственные картины.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Автопортрет в одежде, отделанной мехом.

Меховой воротник, который задумчиво поглаживает молодой Дюрер, — признак высокого положения в обществе. Впрочем, и в остальном художник изображает себя человеком обеспеченным – ухоженные руки, блестящие волосы, белоснежная рубашка в прорезях рукавов… Для своего времени этот портрет – один из череды автопортретов Альбрехта Дюрера – был необычным. Художники еще только начали использовать поворот в три четверти на портретах, отказавшись от профильного изображения, и писать портреты анфас было не принято – лишь изображения Иисуса Христа. Искусствоведы и сегодня рассуждают о том, почему Дюрер нарушил живописную традицию, а зрителе
й завораживает его одухотворенный вид… и роскошный наряд, разумеется.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал причиной скандала и недовольства в мире искусства.

Фрэнк Кадоган Коупер, «Молодая герцогиня»

Молодая герцогиня.

Коупера относят к прерафаэлитам «второго поколения», художникам, не принадлежащим к Братству, однако разделяющим некоторые идеи и воззрения «старших прерафаэлитов». Поэтому на его картинах появляются героини средневековых легенд, облаченные в фантазийные наряды и представляющие собой скорее аллегории, чем реальных персонажей. Коупер был избран членом Королевского общества акварелистов в год его столетнего юбилея, в 1904 году, и как акварелист достиг высочайшего уровня. Удивительно, но «Молодая герцогиня» представляет собой образец акварельной живописи, кажущейся такой же плотной и объемной в его исполнении, как масляная. Однако именно акварель позволяет Коуперу передать гладкий блеск шелка и мягкость меховой накидки, в которую кутается юная красавица.

Чен Чонг Пинг, «Девушка в шубке»

Девушка в шубке.

Чен Чонг Пинг – китайский художник, известный изображениями девушек в национальных костюмах с отсылками к традиционным формам изобразительного искусства. Нередко его героини облачены в одежды с меховой отделкой.

Валентин Серов, «Портрет княгини Ольги Орловой»

Портрет княгини Ольги Орловой.

Нельзя, конечно, обойти вниманием роскошный соболий палантин княгини Орловой на картине Серова. Орлова, по воспоминаниям современников, знала толк в нарядах, а потому вызывала у художников особый интерес. Странная, неудобная, какая-то изощренная поза портретируемой вызывала у критиков подозрения в ироничным отношении со стороны Серова, однако самой княгине картина так нравилась, что рассталась она с полотном только под большим общественным давлением.

Джон Уильям Годвард, «Обрученная»

Обрученная.

Если погода не располагает к ношению шубы, а с мехами расставаться не хочется, можно на них… прилечь, как прекрасные римлянки Джона Годварда. Он был одним из последних художников-неоакадемистов, даже в эпоху модернистских экспериментов оставался верным образам героинь античности. На его полотнах повторяется один и тот же образ – очаровательная брюнетка в струящемся одеянии, занятая своими мечтаниями. И нередко мечтаниям она предается на тигровой шкуре, брошенной на мраморные ступени. Успех недолго сопутствовал Джону Годварду, однако сейчас его римлянки завораживают зрителей какой-то сладкой ностальгией по утерянному прошлому.

И еще немного о непростой судьбе и итальянской любви Джона Уильяма Годварда — немного римского солнца январским днем.

Текст: Софья Егорова.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий