Skip to content

Кто они — наставники российских императоров: От бабушек до поэтов

В годы правления Елизаветы Петровны была введена система домашнего образования, воспитания и подготовки наследников престола с помощью наставников. Это могли быть академики, поэты, дипломаты и прочие образованные люди. Кого-то из будущих императоров с ранних лет готовили к восхождению на трон, а кого-то — к военной службе. Кому доверяли составлять образовательную программу и читать лекции для цесаревичей? Кто из будущих правителей подавал большие надежды, а кого пороли и считали неодаренным? Обо всем этом — далее в материале.

Александр I был под надзором строгой бабушки

Воспитанием и образованием Александра I занималась его бабушка, императрица Екатерина II, которая выбрала в наставники своему внуку швейцарского генерала Фредерика Лагарпа

Двое старших сыновей Павла I, Александр и Константин, появились на свет еще в годы правления их бабушки, Екатерины Великой. Императрица забрала внуков под свою опеку и лично воспитывала их, чего не смогла сделать ранее со своим старшим сыном, Павлом, которого воспитала Елизавета Петровна и граф Панин. В этот раз Екатерина II решила взять все в свои руки: именно она утверждала программу подготовки внуков, подбирала соответствующих учителей и даже присутствовала на большинстве уроков. Кроме того, императрица написала наставление, в котором она дала разъяснения о том, как нужно воспитывать детей.

Императрица не видела в своем сыне, Павле I, наследника престола, поэтому хотела воспитать достойных преемников из внуков. Она была довольно строгой бабушкой, не баловала внуков деликатесами, а кормила обычной пищей. За непослушание императрица могла наказать Александра и Константина, особенно она злилась на них, если они врали или же совершали какую-то несправедливость. Она старалась воспитать в них уважение и любовь к ближнему.

Главным наставником внуков императрицы был швейцарский генерал Фредерик Лагарп, который преподавал мальчикам историю, географию, математические науки, французский язык, право и философию. По просьбе Екатерины II генерал пытался привить цесаревичу взгляды французского мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо, призывавшего к социальному равенству во всем мире.

За изучение естественных наук отвечал немецко-русский ученый Петр Паллас, а за русский язык — поэт Михаил Муравьев. Следует заметить, что разработанная императрицей система образования была довольно продуктивной: современники считали Александра I образованнейшим человеком.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как лошадь Петра I спасла ему жизнь, а коты Елизаветы II очистили дворец: Истории домашних животных российских императоров >>

Николай I боялся своего наставника

«Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум», — говорил Николай I о своем наставнике генерал-лейтенанте Матвее Ламздорфе

Воспитанием младших сыновей, Николая и Михаила, занимались уже их родители — Павел I и Мария Федоровна. Во-первых, Екатерины II уже не было в живых, а, во-вторых, младшие дети не могли претендовать на престол, поэтому их готовили к военной службе. На тот момент никто даже не мог подумать, что со временем трон перейдет именно к Николаю.

Павел I выбрал в наставники для Николая директора Первого кадетского корпуса, генерал-лейтенанта Матвея Ламздорфа. Стоит отметить, что Павел I много времени проводил с детьми, играл с ними и приходил к ним на занятия. После кончины супруга Мария Федоровна оставила выбранную им образовательную программу, поэтому младшие сыновья продолжили изучение военного искусства.

Ламздорф был невероятно строгим наставником. Буквально за каждый проступок или шалость он бил будущего императора и его младшего брата розгами, линейкой или чем-то другим, что попадалось под руку. По воспоминаниям Николая I, генерал-лейтенант настолько вселил им с братом страх и уверенность в его всемогуществе, что даже мама для них стала вторым лицом по степени важности.

Несмотря на то, что, помимо Ламздорфа, у младших детей Павла I были и другие педагоги, которые преподавали историю, экономику, живопись и прочее, их домашнее образование было довольно слабым. Мальчиков научили лишь военному делу, а вот гуманитарным наукам должного внимания не уделили. Однако со временем Николай I самостоятельно пытался восполнить пробелы в своих знаниях, а также в будущем нашел хороших учителей и своим детям.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как у русских царей появилась первая загородная резиденция, и что здесь происходит в наши дни: Измайлово >>

Поэтичный наставник Александра II

К 20 годам Александр Николаевич рассорился с Жуковским, и поэт написал в своем дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки»

Особое внимание Николай I уделял образованию своего старшего сына, будущего императора Александра II. Его главным наставником император назначил поэта Василия Жуковского, с которым на тот момент уже занималась мать цесаревича, Александра Федоровна. По ее воспоминаниям, Жуковский был слишком поэтичным, чтобы быть хорошим педагогом. Вместо детального изучения грамматики он постоянно отвлекался на беседу с учеником, которая длилась практически весь урок.

По разработанному плану поэта Александр должен был изучить множество различных предметов, поэтому занятия проводились ежедневно по 2 часа 3 раза в день на протяжении 12 лет. Также Жуковский отбирал для цесаревича книги для внеклассного чтения, многие из которых специально переводили для него на русский язык. Помимо этого, под руководством Василия Андреевича Александр путешествовал по Российской империи и Европе.

В 1837 году за 7 месяцев будущий император побывал почти в трех десятках губерний и Сибири, а после направился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию. Конечно, были у цесаревича и другие учителя. Например, министр финансов Егор Канкрин обучал его экономике, а посол Филипп Бруннов — дипломатии. В целом, несмотря на свою нелюбовь к учебе, Александр II получил отличное образование, что в будущем помогло ему провести в стране Великие реформы.

Александра III считали неразвитым

«Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего — и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная» — писал Победоносцев о своем ученике Александре

Когда умер старший сын Александра II, Николай, наследником престола стал его младший брат Александр. По данным историков, при дворе цесаревича считали «неразвитым, неодаренным, неутонченным, упрямым и непокладистым». Так как в то время юноша успел получить лишь традиционное для младших детей семьи Романовых военное образование, ему ввели курс государственных наук. Основным наставником будущего императора был правовед Константин Победоносцев.

Преподаватели будущего правителя говорили, что учеба давалась Александру довольно трудно, изученное практически не задерживалось у него в памяти, поэтому педагоги считали, что он совсем не готов к престолу. Однако, стоит отметить, что, став императором, Александр очень изменился. Его знакомые поражались тому, насколько легко и естественно Александр принял на себя ответственность и прерогативы власти. Казалось, что он был рожден правителем.

Николая II воспитывали как обычного ребенка

Николая II (фото слева) воспитывали как обычного ребенка, тех же принципов он придерживался и со своим сыном Алексеем (фото справа)

Александр III самостоятельно составил обучающую программу для своих детей, в том числе и для наследника престола — Николая. Он просил учителей своих отпрысков не церемониться с ними и не относиться как к фарфору. Он хотел, чтобы его дети играли, в меру шалили и, конечно же, хорошо учились и молились Всевышнему. Император просил не поддерживать детскую леность, не делать им послаблений и по надобности наказывать, а если вдруг что-то пойдет не так, то сразу обращаться к нему лично. Император хотел вырастить нормальных русских детей, а не оранжерейные цветы.

Поначалу Николай обучался дома по стандартному курсу гимназии: словесность, история, математика. Но Александр III попросил убрать из программы обучения наследника древние языки, заменив их на ботанику, зоологию, физиологию и минералогию. Как видно, император с трепетом относился к природе и пытался привить это и своим детям.

В 17 лет Николай начал изучать 5-летний курс высшей школы, который составили для будущего правителя лучшие умы того времени: химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, генерал Владимир Обручев и другие. По просьбе императора они просто читали цесаревичу лекции и не проверяли его знания. Впрочем, это и не требовалось, так как Николай был прилежным учеником. Современники говорили о нем как о вежливом, образованном и пунктуальном молодом человеке, который воспитывался не только своими преподавателями, но и семейными традициями и примером своих родителей.

Такой же программы и модели воспитания Николай II придерживался и со своим сыном Алексеем. Он, как и его супруга Александра Федоровна, считали, что детство скоротечно и нужно приложить все усилия, чтобы сделать его ярким и увлекательным для своих детей. Поэтому они не требовали с малых лет от своих наследников отличной успеваемости, а разрешали им быть обычными детьми, которые любят поиграть и пошалить.

А вот узнать, какими бы стали правителями дети Николая II, помешала Октябрьская революция, вследствие которой император отрекся от престола и была установлена советская власть. А в следующем материале предлагаем вспомнить самые известные образы Октябрьской революции в искусстве: Большевик-великан, алая планета и портреты вождя.
Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий