Skip to content

Кто в XIX веке придумал скоростной электромобиль, и чем была недовольна жена его создателя

Электромобили, которые сейчас вытесняют с рынка автомобили обычные, бензиновые, вообще-то появились раньше, чем был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Да и первые рекорды скорости были поставлены именно «электричками», причем рекорды гораздо более впечатляющие, чем можно было бы предположить, учитывая время, когда они были зафиксированы. Так, в 1899 году скоростной болид с электродвигателем разогнался до 105 километров в час, чем прославил и себя, и своего создателя, и его жену, благодаря которой машине было дано весьма любопытное название.

Автогонки и рекорды XIX века

29 апреля 1899 года в городке Ашер неподалеку от Парижа состоялся этот исторический заезд. Журнал La France Automobile организовал гонку на дистанции протяженностью 2 километра. Автомобиль странной вытянутой формы, носящий название La Jamais Contente, то есть «никогда не довольная», «вечно недовольная», проехал под управлением Камиля Дженаци первый километр за 34 секунды (105,88 км/ч), побив таким образом предыдущий рекорд скорости в 92,78 км/ч, установленный постоянным соперником Дженаци, графом де Шасселу-Лоба.

Постоянные соперники в гонках – Камиль Дженаци и Гастон де Шасселу-Лоба

Сын Констана Дженаци, который занимался производством резины, а сам –владелец компании по сборке электрических фиакров, Камиль Дженаци получил в свое время прозвище «Красный дьявол» – из-за своей рыжей бороды и нервного характера. По образованию инженер-электрик, он не только вел бизнес и продавал желающим инновационные транспортные средства, но и был заядлым автогонщиком. Установленный рекорд благотворно сказался на продажах его компании.

Реклама — двигатель прогресса. Источник: google.com

La Jamais Contente представляла собой конструкцию из кузова обтекаемой формы на открытом шасси, длиной была 3,8 метра, весом 1450 килограммов. До половины веса приходилось на долю двух батарей, которые и обеспечивали работу двигателя. Располагались батареи между задними колесами. Мощность двигателей достигала 50 кВт (около 68 лошадиных сил), для управления использовалось рулевое колесо, для ускорения – педаль акселератора, предусматривалась возможность двигаться задним ходом, а вот тормоза – нет. Ехал болид на колесах, обутых в шины Michelin.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как появились звезды Мишлен: Превращение автомобильного справочника в систему оценки ресторанов.

Как «вечно недовольная» проиграла «форду»

Минусом было слишком высокое положение водителя (он «портил» аэродинамические характеристики движущегося автомобиля), зато кузов был из легкого сплава, который представлял собой смесь алюминия, вольфрама и магния. Этот автомобиль сохранился – он представлен на экспозиции Национального музея автомобилей и туризма во французской Компьене, и изредка покидает музей ради участия в автосалоне или, например, выставке ретромобилей.

Фотография со знаменитого заезда в Ашере. Источник: commons.wikimedia.org

Рынок электромобилей обещал, казалось, хорошие перспективы, эти машины быстро заводились, были надежны, не говоря уже об отсутствии вредных выхлопов и экологичности (последнее, надо признать, в начале XX века было не самым сильным аргументом). Но двигатели внутреннего сгорания быстро совершенствовались, бензиновые авто вскоре обогнали электромобили по скорости, были легче, а благодаря инновациям Генри Форда – и дешевле.

Электромобиль на автосалоне в Париже в 2014 году. Источник: google.com

В 1909 году Blitzen-Benz смог разогнаться уже до 200 км/ч, а годом раньше Форд начал продажу своих автомобилей, которых за пару десятков лет будет продано 16 миллионов. Электромобили на столетие ушли в тень своих более успешных бензиновых конкурентов, чтобы взять реванш уже в XXI веке. Кстати, в 2009 году компанией Venturi был выпущен электромобиль под тем же названием, La Jamais Contente, тоже обладатель рекорда скорости: 515 км/ч. Впрочем, вскоре этот рекорд был побит.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему предприниматель Генри Форд начислял зарплату тем, кто не работал.

Возвращение электромобилей

Название чудо-болиду конца XIX века, говорят, было дано в честь жены Камиля Дженаци, которая не то обладала скверным характером, не то была исключительной перфекционисткой. А площадь в центре города Ашер, где расположена ратуша, была названа в честь электромобиля-рекордсмена, La Jamais Contente. Сам же обладатель титула рекордсмена прожил недолгую жизнь и скончался в возрасте 45 лет, став жертвой несчастного случая на охоте.

Название, как считается, подсказала супруга Дженаци. Источник: commons.wikimedia.org

Время показало, что с идеей перемещаться на электромобилях человечество не распрощалось. Уже с 1960-х годов интерес к «чистым» с экологической точки зрения машинам возобновился, тем более, что водители ощутили на себе неприятную зависимость от скачков цен на топливо. В XXI веке никого уже не удивляет желание поменять автомобиль с классическим двигателем на электрический – примерно каждая сотая машина в мире приводится в движение исключительно за счет аккумуляторной батареи.

Электромобиль и элементы его конструкции находятся в музее в Компьене

Производители сейчас соревнуются и по части технических характеристик электромобилей, и в области внешнего вида. Разумеется, ничего похожего на La Jamais Contente с конвейеров не сходит – этому автомобилю уготована особенная участь быть уникальным в своем роде. Кстати, о недовольстве женщин мужскими играми в изобретателей: вот почему женщины уверены, что мужчины тормозят прогресс, или Новый виток гендерного противостояния.

Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий