Skip to content

Почему моряки Королевского военно-морского флота Великобритании предпочитали поджигать алкоголь

В наши дни подожжённый алкогольный напиток – это либо дело рук опытного бармена, либо ужасная ошибка. Но всего два столетия назад этот ритуал был обычным явлением среди членов Королевского военно-морского флота Великобритании. Подожжённый ром помогал морякам регулировать своё настроение – и, возможно, обрести ощущение контроля над хаотичной жизнью в море.

№: 1 Почему моряки Королевского военно-морского флота Великобритании предпочитали поджигать алкоголь
Моряки стоят в очереди, с нетерпением ожидая своей порции грога
В течение XVIII и XIX веков жизнь на борту корабля Королевского флота включала в себя жестокие сражения, неминуемые болезни и огромное количество алкоголя, чтобы справиться со всем этим. Для того чтобы моряки были сыты, напоены и в приподнятом настроении, Комитет снабжения заботился о том, чтобы флоту предоставляли солёное мясо, сыр, печенье и выпивку.

№: 2 Почему моряки Королевского военно-морского флота Великобритании предпочитали поджигать алкоголь
Смерть в море не была редкостью для моряков Королевского флота XVIII века

Изначально пиво было любимым напитком моряков. Вода портилась в море, поэтому морякам ежедневно выдавали целый галлон (1 галлон = 3,78 литра) пива. Комитет снабжения владел собственными пивоварнями и экспериментировал с различными сортами пива, включая более крепкий эль, который можно было разбавить водой в море, и «spruce beer» (напиток из патоки с хвойным экстрактом), который, как считалось, помогал от цинги. Но даже пиво не выдерживало жуткой жары. В таких условиях бочки покрывались плесенью, и пиво становилось прогорклым. Военно-морской флот нуждался в более стойком алкогольном напитке, который смог бы выдержать время и температуру – и, конечно же, повысить храбрость моряков.

Рому было отдано предпочтение не сразу. Королевский флот экспериментировал с коньяком и араком, крепким дистиллированным напитком с Ближнего Востока, поставляемый Британской Ост-Индской компанией. Однако когда Треугольная торговля и рабский труд в Карибском бассейне сделали ром более доступным и превратили его в предмет бизнеса, моряки стали отдавать предпочтение именно ему.

Служащие Королевского флота каждый день получали «чарку» рома, что эквивалентно почти половине пинты (1 пинта = 0,5 литра). Его можно было выпивать на месте, вместе с лимонным или лаймовым соком, чтобы предотвратить развитие цинги, или же использовать для погашения долгов. Ром даже назначали для лечения различных недугов, таких как укусы скорпионов и пауков. Несмотря на то, что ром почитался за свои предполагаемые лекарственные свойства, он часто приводил к травмам, полученным в состоянии алкогольного опьянения, отравлению и смерти. Уильям Уорнер, военно-морской хирург, отмечал в своих записях: «Пьянство в наши дни убивает больше моряков, чем меч».

№: 3 Почему моряки Королевского военно-морского флота Великобритании предпочитали поджигать алкоголь
Канадским морякам выдают дополнительную порцию грога в рамках так называемого ритуала «splicing the mainbrace» (прим. splice the mainbrace – мор. жарг. а) выдавать спиртные напитки; б) много пить, напиваться)

Тем не менее, моряки больше беспокоились о том, что они мало пьют, нежели об опасностях. Полагая, что старший стюард подаёт разбавленный водой ром, они решили найти простой способ проверки алкоголя на крепость.

К этому делу они привлекли огонь. Прибегнув к системе XVI века, которую использовали британские сборщики налогов при расчёте пошлин на алкогольные напитки в соответствии с содержанием в них спирта, моряки разработали изобретательный (и довольно драматичный) способ проверки. Сначала несколько зёрен пороха смешивали с небольшим количеством рома, после чего поджигали. Если жидкость горела, это было «доказательством» того, что ром был неразбавленным. Если реакция отсутствовала, на старшего стюарда обрушивался гнев команды.

В 1740 году адмирал по имени сэр Эдмонд Вернон столкнулся с проблемой: его флот был постоянно пьяным. В попытке отрезвить непокорных моряков он установил новое правило: с тех пор старший стюард на каждом корабле должен был разбавлять ром водой, что привело к появлению выпивки, которая получила название «грог». Его выдавали по две порции в день. (Название напитку, вероятно, дало прозвище Вернона «Старый Грог», которое он получил по причине того, что постоянно носил пальто из грогрэма.)

№: 4 Почему моряки Королевского военно-морского флота Великобритании предпочитали поджигать алкоголь
Портрет адмирала Эдварда Вернона в его любимом пальто из грогрэма

Тем не менее, разбавленный напиток, получивший название «грог», не привёл британский флот к немедленной трезвости. Общее количество рома между двумя порциями грога предположительно достигало количества восемь унций (1 унция = 30 миллилитров). Однако со временем ситуация начала меняться. С появлением гидрометра в 1816 году отпала необходимость в таком взрывоопасном методе. В конце концов, движение за трезвость XIX века привело к ограничению потребления рома моряками. К 1950-м годам рост технологий и передового вооружения вынудили Королевский военно-морской флот Британии отдать предпочтение ясности разума, а не пьяной доблести. 31 июля 1970 года событие, вошедшее в историю как Black Tot Day («День чёрной чарки»), ознаменовало официальное искоренение рома из британского флота, к большому огорчению измученных моряков.

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий