Skip to content

Высоко сижу, далеко гляжу!

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное или занимательная история про самолёт, который сделали на коленке.

Короче, там как было: в 50-х годах прошлого века США позарез нужны были разведданные о стране победившего социализма. Контрразведка в Советах традиционно работала вполне исправно, поэтому шпионов там ловили и ставили к стенке со всем прилежанием.
Доходило до смешного — данные о вооружениях СССР, Штаты получали просто глядя на то, что катали тогда перед Мавзолеем на 9 мая.

Кстати, зная об этом, советские чекисты вволю глумились над военной техникой, которую предстояло показать на параде, и «создавали» типы вооружения просто не существующие в природе. Шушпанцеры те ещё, посмотрите сами.


Прототип, который существовал единичном экземпляре, провезли по Красной площади и сказали, что таких овердохрена.

Короче, Штатам нужен был самолёт-разведчик, который придёт на смену непрофильным стратегическим бомбардировщиками, куда от безысходности запихнули разведывательную аппаратуру.

Идея оснастить бомбардировщики разведывательной аппаратурой была рабочая, но Страна Советов почему-то очень резко реагировала на появление вблизи своих границ машин, способных нести ядерное оружие. И что-что, а валить бомберы советские лётчики умели и любили.

Технические требования к новому самолёту выставили просто конские: самолёт должен был иметь рабочую высоту в 20 км, иметь возможность находится в воздухе по 12 часов и летать на 5000 километров. В добавок ко всему этому денюшек в министерстве обороны самой богатой державы мира не оказалось и поэтому объявили тендер, со смехотворной суммой, за которую если кто-то и согласился бы что-то делать, то сделал бы на от*бись. Но тут на огонёк заскочил Lockheed с предложением, которое всех устроило.


«И тут за дело взялся знающий человек — наш военком. «

Генеральным конструктором этого самолёта разведчика стал Кларенс Джонсон — знаковая фигура в авиастроении вообще.
Основная его идея была следующая — облегчить самолёт насколько возможно, чтобы он смог забраться на двадцатикилометровую высоту. И эту идею довели до абсурда. Задачу поставили такую — выкинуть из самолёта нахрен вообще всё, что не имело отношения непосредственно к полётам.

В итоге за борт полетело всё вооружение, гидравлика (да, пилоты выжимали закрылки вручную, матеря конструкторов) и даже шасси. Самолёту оставили 2 стойки расположенные продольно, одна за другой, как колёса не велике. Предполагалось, что после посадки и при погашении скорости, самолёт просто будет заваливаться на крыло, на законцовках которых имелись специальные титановые пластины как раз для этого. Сами крылья наоборот удлинили до невозможности.

В итоге самолёт получился поперёк себя шире — длинна корпуса составляла 15 метров, а размах крыльев равнялся почти 25 метрам. Для сравнения: высота пятиэтажки 15-16 метров. Ось така вот куйня, малята…


Грация и красота в полёте…

В результате всех этих усилий появился знаменитый самолёт-разведчик U-2. Знаменитым он стал в нашей стране, но чуть позже, когда его сшибут, но обо всём по порядку.


…и неуклюжесть на земле. Без вот этих подпорок под крыльями, самолёт заваливался на бок.

Самолёт сделали одноместным, что нихрена не хорошо, но в погоне за снижением веса от второго пилота пришлось отказаться.

Так как систему жизнеобеспечения тоже понёрфили в угоду весу, то для того, чтобы пилот мог хоть как-то проявлять признаки осознанной деятельности на высоте, где начинается стратосфера, его обрядили в специальный костюм.
Сначала это был продвинутый лётный комбинезон, но когда пилотов стали вытаскивать из кабин в состоянии овоща, то стало ясно, что полумерами эту проблему не решить. По итогу нескольких сезонов «Модного приговора», пилоты получили практически полноценный скафандр, в котором тогда астронавты на шатлах летали.


Выглядит как обложка альбома какой-нибудь инди-группы
Это помогло, но не сказать чтобы жизнь пилотов стала прям лёгкой. Работёнка была та ещё: в силу конструкционных особенностей, на рабочей высоте U-2 имел очень маленькую разницу между максимальной и минимальной скоростями — примерно 10 км/ч. Это означало, что весть полёт, длительностью в 6 часов надо держать скорость полёта в очень узком створе скоростей. Для сравнения попробуйте поиграть в игру Floppy bird шесть часов подряд, сидя хотя бы в ОЗК и ведя автомобиль.

А пилоту надо было ещё и аппаратурой пользоваться. Кстати про аппаратуру. Это было произведение искусства. Камера установленная на U-2 имела почти 2 километра плёнки и могла заснять полосу шириной в 150 и длинной в 3000 километров.


Приборная доска U-2. Ну, тут всё просто, идем дальше…
Оптика стояла настолько крутая, что с двадцатикилометровой высоты можно было различить объекты, длинной в метр. Много это или мало? Пускай на этот вопрос ответит ваша камера, различив на горизонте какую-нибудь классическую надпись на заборе метровый буквами.

Короче, эти ребята начали летать над СССР в 1956 году. Правда поначалу они осторожничали и летали только над всякими Польшами с Чехословакиями. Но со временем вошли во вкус и совершали всё более глубокие и борзые полёты. В какой-то момент они залетели в святая святых — в Казахстан. И нашли там первый в истории человечества космодром! (Звучит как заголовок на Рен-ТВ, правда?)

Короче, обороноспособности Советского Союза эти самолёты поднасрали очень сильно. А советские радиолокационные станции прекрасно видели эти самолёты, но состоящие тогда на вооружении истребители не могли забраться на такую высоту.

Но 1 мая 1960 года всё изменилось: близкий взрыв ракеты комплекса ПВО С-75 «Двина» закончил разведывательные полёты U-2 над центральными регионами Советского Союза навсегда.


Красота и суровость

Кстати, забавный факт: американцы были уверены, что при падении с такой высоты ни от самолёта, ни от пилота ничего не останется. Поэтому президент США Эйзенхауэр выдал заранее заготовленную версию про самолёт, изучающий погоду, пилот которого закемарил и случайно залетел не в тот район. Он не мог знать, что советские инженеры за неделю собрали U-2 чуть ли не по заклёпкам, и это не говоря о выжившем пилоте Пауэрсе, который заливался Соловьёвым в застенках страшного KGB .

Хрущёв же все несколько недель участливо интересовался версией об изучении погоды, а потом показал на весь мир и сам самолёт, и его пилота, который своими речами смыл все потуги Эйзенхауэра в унитаз.

Но после того, как U-2 сбили русские, он не прекратил своё существование как разведчик. Разведданные-то нужны по всему миру, а ракетки клепают только в стране великих возможностей. Короче, он много где отметился: и в Европе, и в Корее (кстати там ещё один сшибли из того же С-75), а так же засветился как один из основных разведчиков в операции «Буря в пустыне».

Снимки с этих машин чаще всего выдают за спутниковые. Более того, пройдя модернизации он исправно служит в ВВС США по сей день, да-да. Ходят слухи, что его хотят заменить дронами, но проблема дронов в их дикой цене даже по меркам военного бюджета США, а старичок вроде делает то, что от него требуют и неплохо справляется.


Старик в строю
Самолёт принятый на вооружение в 1957 году летает до сих пор и вполне себе годный.
Вот и всё, любите историю. Она гораздо интереснее, чем кажется.
Источник

Источник

Опубликован в рубрикуИстория

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий