В Чехии программисты бесплатно разработали сервис по продаже электронных разрешений на проезд по платным скоростным трассам, на который министр транспорта Владимир Кремлик собирался потратить почти 16 миллионов евро. Министра отправили в отставку.
Открытого конкурса на создание интернет-магазина и приложений для iOS и Android не было — четырехлетний контракт на разработку и поддержку сайта изначально заключили с компанией Asseco Central Europe. Глава компании Actum Digital Томаш Вондрачек назвал это абсурдным и заявил, что ту же работу можно сделать за пару дней.
Помимо высокой стоимости проекта программистов возмутил тот факт, что тендер был закрытым. Вондарчек предложил провести хакатон и создать аналог этого сервиса за одни выходные в офисе его компании. На предложение откликнулись 300 человек, из которых выбрали 60.
27 января сайт fairznamka.cz заработал в тестовом режиме, сейчас на нем можно купить виртуальный купон за символические деньги, которые перечислят в фонд помощи детям, получившим тяжелые травмы. Правительство Чехии предлагало заплатить разработчикам за помощь, но в итоге приняло сайт в подарок, как и планировалось.
«Мне показалось, что государственный заказ в том объеме, в котором он был представлен в СМИ, и его заявленная стоимость совершенно не соответствуют реальности, — рассказал в интервью Радио Свобода Томаш Вондрачек. — Это абсолютное расточительство! И не впервые государственные заказы в области IT превращаются в мегаломанские и необоснованно дорогие проекты. Это для меня стало последней каплей, потому что, по сути, речь идет не о таком уж сложном проекте, разрабатываются намного более трудоемкие системы. Четыреста один миллион крон за создание и четырехлетнюю эксплуатацию такого сайта — абсолютно нереальная цена». <…>
«Что государство сделало неправильно, — добавил Вондрачек, — это то, что рассматривало проект целиком как секретный, и таким образом, он должен был соответствовать определенным параметрам безопасности — то есть что его могут разрабатывать исключительно компании, которые способны режим секретности соблюдать. В том числе речь шла и о тех частях сайта, которые мы написали на протяжении двух выходных дней.
Но как раз они секретными не являются, и их разработку можно было выделить в отдельный тендер, который мог быть абсолютно открытым и доступным для любых компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Если бы так произошло, стоимость этого проекта была бы сразу в разы меньшей. Мы, к сожалению, не знаем деталей секретной части сайта, мы не можем сказать, каков ее объем — больше он или меньше того, что сделали мы. Но я могу представить себе, какую информацию государство хотело бы оставить секретной, и приблизительно оцениваю эту часть проекта как схожую по объему с тем, что было написано программистами в выходные. Мне кажется, что государство специально подавало этот проект с такой помпой, чтобы оправдаться за крайне завышенную стоимость».<…>
По словам Вондрачека, его компания не собирается участвовать в тендере на дальнейшую поддержку сайта. На гонорары программистам и сотрудникам его компании пойдут пожертвования, которые в эти дни посыпались на счет его компании. Это было неожиданным и очень тронуло, говорит Вондрачек.
«Настоящее время», 29 января
Бывший министр транспорта Кремлик заявил, что конкурс был закрытым, поскольку в его приоритетах было создание сервиса без задержек. Новый министр Карел Гавличек сообщил, что контракты на разработку сервисов для продажи автомобильных купонов пока отменят.
Оставьте первый комментарий!