Skip to content

За что получала награды первая женщина-водолаз из СССР, которая провела под водой почти месяц, и как сложилась её жизнь после моря

Профессия водолаза всегда считалась исключительно мужской. Однако Нина Соколова – первой доказала, что ей по плечу и погружение в воду, и огромный водолазный костюм. На момент первого своего опыта как водолаза ее костюм весил больше 80 кг, а 26-летняя девушка, которая на тот момент уже была инженером-гидротехником, — 50 кг. Она должна была следить за работой водолазной группы во время строительства порта в Сочи. Ей было бы достаточно находиться на берегу, но у нее были свои убеждения на этот счет.

Она не просто провела успешное погружение, но и влюбилась в это дело. Дело оставалось за малым – убедить руководство в том, что она сможет. Верховное руководство лично выдало ей разрешение, отметив ее целеустремленность и упорство. Так, она окончила курсы профессиональных водолазов. Для нее даже собрали специальный костюм, который все равно был для нее слишком тяжелым и громоздким. Уже в 1939 году она руководила строительством причала в Полярном у берегов Баренцева моря. На тот момент она же регулярно погружалась в воду.

В это же время она едва не погибла, когда случайно ушла под ледяную воду, когда пыталась прыгнуть с судна в шлюпку. Прыжок получился весьма опрометчивым, она ушла под воду прямо в тулупе и в валенках. Конечно, ей тут же бросились на помощь и вытащили из воды практически куском льда. На борту ее стараются привести в чувство, даже дают выпить спирта, параллельно заверяя, что вот теперь молодой инженер точно прошла боевое крещение и познакомилась с Баренцевым морем. Несмотря на то, что ситуацию пытались сгладить, несколько дней к ней тревожно приглядывались: не простыла ли, не подхватила ли пневмонию? Но стало понятно, Нине море, даже Баренцево – по плечу. Она работала как обычно.

Однако эта история надолго запомнилась ее участникам, равно как и сама Нина Васильевна, которая вошла в историю не только как первая женщина-водолаз, но и спасительница блокадного Ленинграда.

Обычная судьба

Внешне она была очень хрупкой, чего не скажешь о ее характере. / Фото: www.sovsojuz.mirtesen.ru

Начало ее жизни можно назвать вполне типичным. Родилась она в декабре 1912 года в Череповцах в крестьянской семье. Ее родители брались за любую работу: отец зимой был занят на лесозаготовке, а летом работал плотником. Нина была старшей в семье, где помимо нее было еще пятеро детей. Поэтому на нее довольно быстро перешла роль главной помощницы матери по хозяйству.

Однако очевидно, учитывая время и место ее рождения, судьба ее ждала непростая. Мировая война, переворот в стране, Гражданская война, жить стало сложнее и голоднее. Тем не менее, ей удалось пойти учиться. Хотя школьная программа того времени была довольно странной. Еще было не определено, по какому пути двигаться дальше, потому учили всему чему можно, под соусом «перед вами открыты все дороги». Только сама Нина еще не имела ни малейшего представления о том, кем же хочет быть.

На момент когда она закончила школу, ей было 19 лет. В это время она уже имела четкое представление о том, что хочет продолжать учебу и будет поступать в институт. В 1931 году она уже училась в Ленинградском институте инженеров водного транспорта, окончив его, стала молодым и ценным кадром – инженером-гидротехником.

Она называла себя счастливым человеком, которому удалось прожить сложную, но насыщенную жизнь. / Фото:www.novochag.ru

Молодого специалиста отправили в Сочи. Видимо решив, что девушке сподручнее будет работать на южном море. С другой стороны работа предстояла ответственная, и специалист был нужен надежный. С оценками же и добросовестностью у Нины проблем не было никогда. В Сочи строился порт, и водолазы должны были проверять укладку бетонных массивов. Работа инженера не предполагала погружения в воду. Водолазы, поднявшись на поверхность, должны были доложить инженеру, а она принять работу. Однако молодого специалиста такой расклад не устроил. Она не собиралась брать ответственность за то, чего не видела собственными глазами.

После того как девушка без водолазной подготовки, зато с высшим образованием инженера, вдруг спустилась под воду, разразился скандал. Однако и здесь она отстояла свою позицию. Мол, нельзя без подготовки? Так направьте на эту самую подготовку. Пока же своими глазами все не увижу – работу не приму! И с ее доводами спорить было сложно.

Так девушке удалось убедить всех, что ей по силам работа водолаза, она окончила двухмесячные курсы и стала первой женщиной-водолазом не только в СССР, но и во всем мире. Однако в историю она вошла не только благодаря этому, ее вклад в Победу во Второй мировой войне сложно переоценить.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как в СССР строили жилье под водой, и почему провалился проект «Ихтиандр»

Блокадный Ленинград

Долгие годы ее участие в проекте было засекречено. / Фото: www.novochag.ru

Летом 1941 года Соколова работала в отряде подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Балтийского флота. На момент, когда Ленинград оказался в блокаде, она находилась в городе. Ей предложили эвакуироваться. Она была ценным специалистом, и рисковать ею не хотелось. Но она не пожелала оставлять свой город, бросать людей, к тому же на тот момент она была депутатом Ленинградского городского совета.

К тому же водолазам предстояло много работы: гитлеровская армия топила баржи, которые пытались провезти в город продовольствие. Поэтому под покровом ночи они раз за разом погружались в воду, чтобы достать зерно со дна Ладожского озера. Все, что было поднято со дна, было на вес золота, оно бралось под учет и раздавалось по карточкам. Каждый килограмм мог оказаться спасительным для какой-то ленинградской семьи. Причем сами водолазы получали такой же паёк как и остальные рабочие осажденного города. Несмотря на тяжелый костюм и постоянные физические нагрузки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как в СССР появились боевые дельфины, каким премудростям и зачем их обучали

Тем временем приближался Новый год, а электричества в городе уже не было. Но Соколова и другие водолазы смогли сделать невероятное и протянули кабели по дну озера. Риск и условия в которых им приходилось делать непривычную работу сложно даже представить. Прямо под Новый год в квартирах загорелся свет. И это был не просто отголосок цивилизации. Это давало людям надежду на скорое окончание сложных времен.

Послевоенные годы. / Фото: www.armystandard.ru

Именно ей пришло в голову проложить подводный бензопровод еще во время прокладки электрокабеля. Соколова лично летала в Москву для доклада и по поручению руководства осматривала маршрут, протяженность которого больше двух десятком километров. В итоге удалось сделать то, что сложно представить даже с современными технологиями. Трубопровод проложили за полтора месяца. В сутки по нему поступало до 600 тонн горючего. Всего за период его работы больше 50 тысяч тонн бензина. Фашисты об этой хитрости так и не узнали. Учитывая, что работать приходилось под бомбежками прямо рядом с врагом, все это кажется чем-то невероятным.

Схема трубопровода через Ладожское озеро. / Фото: www.armystandard.ru

Не сразу работа пошла на лад. В первый же день случилась авария. Во время установки труб их сорвало и унесло. Найти их не удалось. А ведь это было результатом труда десятков женщин и детей, которые трудились на заводах. Однако опускать руки было некогда. Сделали выводы, внесли изменения и снова за работу! С того времени дело спорилось. К лету трубопровод был готов. Сначала по нему прогнали воду, потом керосин. После того как давление его выдержало, пошел бензин. На его установку ушло 43 дня.

Соколову представляли к наградам, есть у нее и ордена, и медали. Вот только ее имя нигде особо не упоминалось. Даже когда писали о подвигах водолазов при обороне Ленинграда о ней вспоминать не стали. Хотя при выполнении боевых заданий она получила баротравму, а затем еще и контузию. Но всякий раз возвращалась и продолжала начатое дело. После окончания войны для водолазов тоже нашлась работа. Они вели восстановительные работы. К тому времени время работы под водой или личный счет Соколовой перевалил за шесть сотен.

Буксир имени Нины Соколовой. / Фото: www.armystandard.ru

Когда она ушла с работы водолазом, ей было 34 года. Она планировала вплотную заняться семьей, родить детей. Однако профессию она не бросила и преподавала в высшем военном-морском училище, вела курс по гидравлике и гидродинамике. Он считался одним из сложнейших. К этому времени она была не только инженером, но еще и полковником. А вскоре стала и мамой. Дочь она назвала морским именем – Мариной. Позже родился сын Евгений.

Оба ее ребенка имеют медицинское образование и бережно хранят память о матери. Хотя, как признаются сами, мама никогда не рассказывала им о своем военном прошлом и о многом они сами узнавали по документам и газетным публикациям. До глубокой старости сохранила и здоровье, и жизнерадостность. Моржевала и увлекалась йогой. Не стало Нины Васильевны 17 декабря 2001 году.

«Потонет ваш Титаник»: как Владимир Костенко, заложивший основы советского судостроения, предугадал крушение лайнера.

Источник

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий