Skip to content

«Аврора» без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

70 лет назад, 17 ноября 1948 г. в центре Ленинграда у Петроградской набережной на вечную стоянку был поставлен самый известный в нашей стране корабль. Крейсер «Аврора». Через 12 лет ему будет дан статус памятника, охраняемого государством. Имя корабля навсегда свяжут с одним-единственным историческим событием – Великой Русской революцией 1917 года.
Логическая связка «Говорим «Аврора» – подразумеваем революцию» оказалась настолько прочной, что на этой почве родятся перестроечные анекдоты из серии:
— Какое оружие самое страшное?
— Баковое орудие крейсера Аврора. Один выстрел и семьдесят лет разрушений.

Как и большинство анекдотов, этот и остроумный, и хлёсткий. Другое дело, что орудия «Авроры» сделали гораздо больше одного выстрела, а история корабля не исчерпывается участием в Революции. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Скажем, в трагичном для русского флота Цусимском сражении 14 мая 1905 г. моряки «Авроры» дрались, как черти. Шесть раз жестоким огнём был сбит флаг. Шесть раз его, изрешеченный осколками, поднимали на место. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

-Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

По японцам было выпущено 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 32- 37-миллиметровых снарядов. Сам корабль получил 18 попаданий, но оставался на плаву, и был готов сражаться дальше. И это несмотря на то, что в самый разгар боя в рубке был убит командир крейсера – капитан 1 ранга Евгений Егорьев. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Интереснее всего, впрочем, даже не это. А то, что орудия «Авроры» успели задать жару англичанам и французам, а сам корабль потопил не одну репутацию флотских командиров «Владычицы морей» — Великобритании. Причём произошло это за полвека до Цусимы.
Это не фантастика. Дело в том, что знаменитый бронепалубный крейсер, заложенный в 1897 году по «высочайшему соизволению» императора Николая II, получил своё имя в честь фрегата «Аврора». Фрегат же был построен при императоре Николае I, который, согласно легенде, назвал его в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, «одной из самых красивых женщин Петербурга». -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Разница между двумя Николаями на русском престоле ощутима. В частности, она прослеживается в судьбе двух одноимённых кораблей. И судьба первой «Авроры» уж точно гораздо менее трагична.
В августе 1853 г. командующий фрегатом «Аврора» капитан-лейтенант Иван Изыльметьев вышел из Кронштадта, имея официальной целью совершить кругосветное путешествие. Неофициально фрегат шёл через два океана и мыс Горн к русскому городу Петропавловск на Камчатке. В воздухе пахло войной. Той самой, которую потом назовут Крымской, хотя боевые действия велись на пяти театрах. В том числе и в Тихом океане.
То, что «Аврора» совершила в ходе этого противостояния, стало поистине чёрным эпизодом в истории английского флота. Нет-нет, никаких масштабных морских побоищ не состоялось. Просто Изыльметьев сумел повернуть дело так, что действия его противников обсуждались на специально организованных прениях в английском парламенте. В ходе которых неоднократно, с гневом и раздражением, отмечалось, что Британский флаг был «Авророй» «позорно унижен и обесчещен» – miserable degraded. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Для начала командующий англо-французской эскадрой контр-адмирал Дэвид Прайс бездарно упустил блокированный было в перуанском порту Кальяо русский фрегат. Хотя теоретически должен был ни в коем случае не дать ему уйти. Тем не менее, Изыльметьев, демонстрируя полную неготовность «Авроры» к каким бы то ни было действиям, сумел вывести свой фрегат из порта совершенно нештатным образом. Спустившись в шлюпки, матросы взяли корабль на буксир, и, пользуясь сильным туманом, на вёслах вывели его из бухты в открытое море. Дальше – паруса и большой привет союзникам. Один-ноль в пользу «Авроры».
Погоня шести боевых кораблей и парохода за одной «Авророй» длилась несколько месяцев. И не дала никаких результатов. Проклятый русский фрегат попросту исчез. Дэвид Прайс пошёл к Петропавловску, имея целью высадку десанта и захват города.
Там начался второй раунд. Явившись на рейд Петропавловска, Прайс обнаружил там «Аврору» и её 44 орудия, частично расположенные на береговых батареях. А также дружелюбные улыбки экипажа фрегата, что был полностью готов к отражению десанта. Понимая, что просчётов, медлительности и проявленной некомпетентности ему в Британском Адмиралтействе не простят, Дэвид Прайс пускает себе пулю в висок. Два-ноль в пользу «Авроры». -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Довести счёт до красивого «какая боль, какая боль, Аврора vs англичане –5:0» удалось почти сразу. Первый и второй десант были отражены с серьёзным уроном – потери союзников составили 400 человек. Французский адмирал Феврие Де Пуант, принявший командование после Дэвида Прайса, отчалив от охраняемой «Авророй» Камчатки, умер по дороге домой, как писали, «от стыда и огорчения».
Но и это ещё не всё. В кампанию следующего года против «Авроры» и ещё трёх русских кораблей действовали эскадры Джеймса Стирлинга и Чарльза Эллиота. Первый, отчаявшись ловить «Аврору», плюнул на всё и ушёл к берегам Японии – на отдых. Второй же с истинно британским упорством продолжал искать. И наконец-то нашёл. «Маленькая русская эскадра» оказалась запертой в заливе Де Кастри (ныне – залив Чихачёва), в бассейне реки Амур.
Эллиот блокировал «Аврору» в этом заливе и послал за помощью в Японию. Не то чтобы на всякий случай – просто при попытке сблизиться с русскими кораблями англичане оказались обстрелянными. Так что лучше спокойно подождать подкрепления и раздавить наконец этих русских – всё равно уже «Аврора» никуда не денется. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Однако «Аврора» и другие наши корабли и тут сумели уйти. Эллиот был уверен, что прилегающий к заливу Де Кастри Сахалин – полуостров. И, значит, русские точно в ловушке. Изыльметьев же знал, что Сахалин – остров. И, значит, можно легко уйти, уже вторично оставив англичан с носом. Что и было проделано. Эллиот, дождавшийся, наконец, подкреплений, «в силе тяжкой» атаковал пустое место.
Дома Эллиота и Стирлинга ожидали обвинения в трусости и потере бдительности. В парламенте предлагали «судить этих бездарных офицеров, навсегда опозоривших славный Британский флот».
Но до дома надо было ещё добраться. А история о том, как «всесильные англичане» были несколько раз подряд обмануты русскими, уже успела разойтись. И вот результат. Чарльз Эллиот стоит в китайском Кантоне на том самом фрегате «Сибил», что должен был раздавить русскую «Аврору». Мимо идёт американский пароход. С него окликают англичанина. И, дождавшись ответа, задорно кричат: «Эй, вы! Слушайте! Русский корабль «Аврора», который вы искали два года, теперь пришёл в Гонконг и сам вас ищет!» После чего пароход даёт полный ход, и, прежде чем оскорблённый Эллиот успевает опомниться, сваливает в темноту. -Аврора- без выстрела. Как русский корабль топил английские репутации

Опубликован в рубрикуИнтересное

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий