Skip to content

Редкие и интересные ретро-фото: путешествие во времени

Прошлое стирается из памяти с разной скоростью. Очень часто остаются только ощущения, память о событии в целом. Но вот детали в памяти человеческой практически не сохраняются, и чем больше проходит времени, тем труднее восстановить эти моменты. Ретро-фотографии же отлично сохраняют с документальной точностью времена, свидетелями которых стали.

1. Девочки с куклами, 1910-е Фото раскрашено

2. Нене фон Шлебрюгге — мать Умы Турман, аристократка, супермодель и просто счастливая женщина

3. Даже если вы никогда не гуляли по набережной пляжа Копакабана, что в Рио-де-Жанейро, то вы наверняка видели его при трансляции Олимпийских игр 2016 года, а значит немного знакомы с творчеством бразильского ландшафтного архитектора Роберто Бурле Маркса.

Назвать Бурле Маркса только ландшафтным архитектором было бы не совсем правильно. Он был художником, скульптором, коллекционером, музыкантом, ботаником и экологом.

4. Радиочасы Saba Klang, 1972 год

5. Михаил Жванецкий и Аркадий Райкин

Михаил Жванецкий ушёл со сцены, но многие обвиняют его в русофобии. Так ли это на самом деле? Я ничего русофобского у него не увидел! Что несла нам сатира Аркадия Райкина и Михаила Жванецкого в СССР? Добро или нет?

6. «Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

В русских костюмах. Справа стоит Надежда Ивановна Гундобина. Архив М.А. Казанковой

7. Кадр из фильма «Как украсть миллион»

Как много можно прочитать на лице О’Тула

8. Купидон может выглядеть неожиданно

Ахмед Ибрагим родился в Египте, в 1980 году переехал в Нью-Йорк и начал работать таксистом. Шесть дней в неделю по 12 часов. Однажды к нему в машину села заплаканная девушка, которая только что рассталась со своим парнем. Чтобы утешить ее, таксист пообещал, что найдет для нее мужчину получше и взял у девушки номер телефона.

Три дня спустя в машину Ахмеда сел мужчина, который в разговоре пожаловался на то, что у него нет девушки. Ахмед познакомил их друг с другом, а через несколько недель ему позвонила та самая заплаканная девушка и поблагодарила таксиста за помощь – у них все получилось.

Окрыленный успехом Ахмед Ибрагим решил попробовать помогать людям найти друга. Он создал собственную систему сватовства, основанную на интуиции и здравом смысле. Таксист разговаривает со своими пассажирами, задает им несколько уточняющих вопросов, и если их ответы соответствуют его стандартам, записывает контактную информацию. Так появилось «Купидон-такси»

Условия простые: мужчина должен иметь работу и не быть плейбоем. Ему должно быть больше 20 лет. У него не должно быть запросов типа «хочу женщину как Бритни Спирс». Женщин, которые ищут спонсора, Ахмед тоже исключает из списка.

Два основных урока, которым Ибрагим учит (в основном мужчин) – быть реалистичными в своих ожиданиях и перестать быть поверхностными: «Когда я учился в школе, я искал Мисс Вселенную. В колледже я хотел Мисс Америку. Теперь подойдет и Мисс Бруклин»

Таксист не берет деньги за свою помощь. Он организовал более 100 свиданий, 30 из которых закончились длительным романом.

9. Русские мужики продают на ярмарке заготовки для тележных колес и полозьев саней в 1875 году

10. Старший лейтенант РККА Васильев и цирик (боец) ВС МНР М.Дорж. Халхин-Гол, август 1939 года.

11. Дебилы Макнамары, 1960–е, США, Вьетнам

Когда Вьетнамская война стала затягиваться, а успехами нельзя было похвастаться, было решено брать в армию дураков. Точнее так: напряжение в обществе, нехватка личного состава и опасения бунта среднего класса,

Дело–то благое, спору нет, но, как обычно, к хорошему приплетают плохое, и именно борьбой с бедностью и возможностью получить «второй шанс» и обосновывал министр обороны Макнамара призыв в действующую армию людей с IQ до 80 (бывало и 62, ага), а также толстых, дистрофиков, вообще — больных, ну и заодно и неграмотных, и не говорящих на английском, и совершенно уж диких… Программа называлась Проект 100000; именно столько ежегодно предполагалось набирать в войска граждан IV категории (помните, в фильме про Капитана Америку ему, худосочному малорослику, ставят на призывном свидетельстве жирный штамп с этой цифрой?).

Как обычно бывает в любой стране, неудобную правду назвали красивым словом: теперь это не призывники 4–й категории, нет: это New Standards Men, и эти стандарты позволят им в армии получить новую профессию, овладеть полезными навыками, расширить кругозор (да–да!), завести знакомства…

А навыки были таковы, что большая часть Людей Нового Стандарта была неграмотной.

Да ладно там: кто–то не умел завязывать шнурки, кто–то из–за дистрофии не мог бегать и носить винтовку, кто–то, в конце концов, был клинически, непроходимо туп — комиксы, низовое командование вынуждено было рисовать комиксы, в которых разъяснялось как шнуровать обувь, копать землю, заправлять койку!..

Машина закрутилась; вместо цифры IV теперь ставили аббревиатуру NSM — и бравый (иногда — пускающий слюни) солдат отправлялся воевать. Американская военщина начала пополняться оклахомской деревенщиной и гарлемской безотцовщиной. Да, кстати, негров было особенно много.

12. Знаменитая серия «Жизнь замечательных людей» появилась в 1933 году

20 апреля 1933 года по инициативе А.М. Горького «Журнально-газетным объединением» в СССР стала выходить в свет знаменитая книжная биографическая серия «Жизнь замечательных людей». Первой была напечатана книга «Генрих Гейне» Александра Дейча.

Всего же в протяжении лишь первого года было выпущено аж 24 книги серии «Жизнь замечательных людей». До 1939 года серия продолжала выпускать более 20 книг биографий в год.

В 1938 году Жургаз был расформирован, и серия была передана «Молодой гвардии» — издательству ЦК ВЛКСМ. Начиная с выпуска 127—128 1938 года серия издавалась «Молодой гвардией». В издательстве была создана общественная редколлегия серии, в которой работали академики В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. Е. Ферсман, профессора Ю. Н. Тынянов и П. Ф. Юдин, писатели А. А. Фадеев и А. Н. Толстой.

До 1941 года вышли в свет 116 книг серии общим тиражом около 500 тыс. экземпляров.

В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны издательство было эвакуировано в Уфу, но в 1942 оно вернулось в Москву и приступило к подготовке новых выпусков. В годы войны вышло 28 книг под названиями «Великие люди русского народа» (1943—1944) и «Великие русские люди» (1944—1945) общим тиражом около 300 000 экземпляров.

В постсоветское время, серия изменилась до неузнаваемости да и интерес к ней иссяк, в виду того, что общество кардинально изменилось — в обществе потребления книги и знания ни к чему. Дошло до смешного: в 2019 году вышла книга посвящённая биографии Иисуса Христа (автор — РПЦшник Иларион Алфеев). Он даже не понял видимо, что это и маразм и богохульство с его стороны, коли уж он себя «святошей» считает. Хотя какое время — такие и авторы-мракобесы.

13. Петербург в 1903 году отмечал 400 лет. То есть его построили в 1503(!) году!

На аукционе в Лондоне выставлен оригинальный постер 1903 г. 400 летию г. С-Петербурга за £650.00

14. Из-за хóлма, из-за леса,
На тачанках вдоль реки
Вереницей бесконечной
Выезжают мужики,
Впереди Махно суровый —
Вдохновитель боевой —
Криком грозным увлекает
Всех повстанцев за собой…

И под песни о подвигах махновцев отряды батьки совершали походы – порой довольно далеко. Любопытная деталь: мать Махно тоже ездила с сыном. А еще рядом с батькой постоянно была и его жена Галина. Вот как описывали ее в своих мемуарах жители Гуляйполя:
“Махновцы ее побаивались. Звали ее «мать», так же как Махно «батько». В кутежах Махно она не участвовала, в карты же играть любила, причем играла крупно, благо денег было много”.

Анархистские отряды, не обремененные никакими тыловыми и санитарными службами, освоили молниеносные переходы по сто километров в сутки – даже моторизованные части времен Второй мировой войны с трудом могли совершать подобные броски.

И эти отряды представляли собой настоящий интернационал. В армии Махно были представители самых разных национальностей, живущих на юге бывшей российской империи, были и русские, и евреи, и греки. Вот что вспоминала жена Махно Галина о походе в гости к бойцам-грекам:
“Выпили по чарке, попробовали новое для нас греческое блюдо чир-чири, или чебуреки, которые нам очень понравились, и разошлись. Нас провожали до дома, несли тарелку с чебуреками для батьки”.

Чебуреки после этого стали одним из любимых блюд Махно.

Выглядел махновский анархистский интернационал весьма живописно. Историк Сергей Семанов в своей книге о Махно приводит описание его войска, составленное очевидцем: “Все они одеты в самые живописные костюмы; здесь и черкесская бурка с чекменями, и казацкая папаха, и штатская шуба, и матросская куртка”.

А вот как выглядел сам Махно – по описанию секретаря одного из большевистских вождей Каменева. Каменев в 1919 году посещал Украину и встречался с Махно – они даже расцеловались при встрече. И вот в книге Семанова приводятся такие слова секретаря Каменева о батьке: “Махно – приземистый мужчина, блондин, бритый. Синие, острые ясные глаза. Одет в бурку, папаху, при сабле и револьвере”.

Впрочем, ясные глаза были у Махно далеко не всегда — многие вспоминали о его запоях и загулах.

15. Снимок с другого ракурса, не вошедший в «Огонек»

Случайно или нет, но «Огонек» опубликовал вынос тела генсека только с того ракурса, где не видно Хрущева, который идет в левой колонне за Берией – это запечатлено на другой фотографии, не вошедшей в журнал. Причем Никита Сергеевич следует в процессии только третьим, между ним и Берией шествует Клим Ворошилов.

Присмотритесь: в колонне за Маленковым пристроился молодой военный, из чего можно заключить, что правый фланг несущих нужно было усилить крепким плечом – тучный Маленков и постаревшие Молотов с Булганиным были уже не вполне надежны. Некоторые читатели разглядели в этом человеке в форме сына вождя — Василия Сталина.

Однако сходства со спившимся генералом у этого мужчины нет. Позади Николая Булганина мы также видим Лазаря Кагановича и Николая Шверника, где-то «в хвосте» плетется Анастас Микоян.

Нам удалось выяснить, кто же 9 марта 1953 года шел в колонне между Маленковым и Молотовым – это член личной охраны Сталина, старший лейтенант Юрий Соловьев.

Вот как описывал эти события сам Юрий Сергеевич: «В фойе мне пришлось оказать помощь несущим гроб — в левой у каждого из них был свой головной убор. Чтобы не было сбоя и нежелательного наклона гроба при перехвате рук при одевании, я брал у каждого из них головной убор и поочередно одевал на их головы, не прерывая движения.

Процессия направляется к выходу. При спуске по широкой мраморной лестнице Колонного зала в отсутствие посторонних лиц началась перебранка среди несущих гроб.

На нижних ступеньках лестничного марша оказались впереди идущие низкого роста, а позади гроба — высокие ростом Каганович и Булганин. И вот по ним «передние» и начали словесный обстрел. Особенно изощренно усердствовал в употреблении мужской словесной брани Берия.

Ему вторил Маленков. А началось все из-за того, что тяжесть гроба переместилась вниз, на впереди идущих. Задним несущим следовало гроб опустить чуть ниже своего плеча, создав ему горизонтальное положение. К выходу на улицу, на публику, как ни в чем не бывало, когорта успокоилась».

16. 8-летний мальчик по имени Марк лежит на кровати из гвоздей, играя в «Монополию». Лондон, 1976 год.

17. Парижская писсуар c 1865

18. Тайная вечеря, 1495—1498

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры.

Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет.
Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду.

Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

19. Эпоха элегантности

“Emperor Nicholas II, 1912”

20. Неузнаваемая Джиллиан

21. Американский стратегический бомбардировщик Convair B-36 Peacemaker в учебном полете над штатом Аризона, начало 1950-х годов:

22. Хеди Ламарр — голливудская актриса, изобретением которой вы пользуетесь каждый день

Всякий раз, когда вы говорите по мобильному телефону или ставите автомобиль на сигнализацию, вы используете технологию, которую придумала эта роскошная женщина.

Умная и красивая — не слишком редкое сочетание. Но вот голливудская актриса и ведущий изобретатель своего времени — практически нонсенс. Тем не менее, именно такой была Хеди Ламарр: она дебютировала в кино в 1933 году возрасте 19 лет в эротической сцене, из-за которой фильм «Экстаз» с ее участием был запрещен в Австрии и Германии.

Она почти 25 лет снималась в голливудских фильмах и за свою актерскую карьеру заработала более 30 млн. долларов. На Аллее Славы фабрики грез есть ее Звезда. И в то же время, будто играючи, даже не имея технического образования, она создала технологию, которая совершила переворот в жизни человечества.

В 1941 году она придумала и запатентовала технологию, которую назвала»Системой секретных сообщений». Сегодня именно эта технологияшифрования информации при передаче по радиоканалам лежит в основесотовой связи.
Благодаря ей мы можем говорить по мобильному телефону и пользоваться интернетом Wi-Fi, не боясь, что кто-то «подсядет» на наш канал или перехватит его. Эта же технология сделала возможной работуСистемы глобального позиционирования (GPS), которая открыла намнавигацию. Она легла в основу автомобильных охранных систем с обратной связью, которые защищают автомобили от угона.

Сама же Хеди Ламарр, конечно, не предполагала, какое развитие получат ее разработки со временем. Ее система секретных сообщений должна была помочь американским военным уничтожать немецкие подводные лодки радиоуправляемыми торпедами без риска перехвата сигнала противником.

Но реализовать разработки леди Ламарр в годы Второй мировой войны не удалось. Это сделали спустя 18 лет: во время кубинского кризиса в 1962 году американские войска активно использовали новейшую радиоаппаратуру, передающую зашифрованный сигнал на переменных частотах.

В том же году в газете New York Times вышло сообщение о том, что изобретение Хеди Ламарр настолько важно для нацбезопасности, что американские военные еще долго не дадут разрешения на его публикацию в деталях.

Рассекретили данные об изобретении Хеди Ламарр только в 80-е годы. Именно тогда начался всплеск развития систем телекоммуникаций, без которых мы не представляем жизнь современного общества. Хеди Ламарр у тому времени уже было хорошо за 60 лет. И она прожила яркую и интересную жизнь.

Она снялась в более чем 30 фильмах, 6 раз выходила замуж, родила троих детей. В 1998 году актриса вновь напомнила о себе, вступив в судебную тяжбу с компанией Corel, которая разместила на упаковке графического редактора ее изображение без ее согласия. И хоть представители компании заявляли, что это не фото актрисы, так как оно сделано посредством графического редактора, суд встал на сторону Хеди Ламарр и присудил ей моральную компенсацию в 250 тысяч долларов.

Эта сумма спасла от разорения уже пожилую актрису, потерявшую состояние после неудачного шестого брака. Умерла она в возрасте 86 лет в доме престарелых. А день ее рождения 9 ноября назван Днем изобретателя в США.

23. Америка в 1939-1943 гг
На «картошке»…

24. Шотландка в кильте

25. Мечтатель сельский – я в столице
Стал первокласснейший поэт.
Люблю, когда просторно!
В Москве темнота и сутолочь!
А здесь – во как!
С. А. Есенин.

26. Суворовцы и Буденный, 1970 год

27. Подводная лодка «Монгольфье» в Париже (порт Елисейских полей, с видом на мост Александра III и Эйфелеву башню), для кампании по подписке на «Заем свободы», 17 октября 1918 года

28. Подделка преследуется по закону

Всё бы ничего, но это надпись на конфектах.

Суровые русские конфекты, впрочем если взглянуть на стародавние фантики для конфет, то современные даже близко не лежали, впрочем как и наполнение фантиков. Знак копирайта тогда, наверное, еще не придумали

29. Электроприборы Российской империи: кастрюля, подогреватель, духовой шкаф, утюг…

30. Машина Времени из «Иван Васильевич меняет профессию»

Леонид Гайдай перед съемками комедии «Иван Васильевич меняет профессию» обратился в конструкторское бюро с заданием разработать макет Машины Времени для фильма. Целых полгода специалисты бюро колдовало над «изобретением» и разродилось проектом чуть ли не настоящего космического корабля.

Главный герой картины — одиночка-изобретатель Шурик — даже в самых смелых своих мечтах не смог бы приблизиться к такому техническому совершенству. Требовалось принципиально новое решение.

Сроки уже поджимали, съемки подходили к концу, а в то же самое время режиссёр никак не мог «отправить» одного Ивана Васильевича в прошлое, а другого в наше время. И тут Гайдаю посоветовали: «Есть на Мосфильме такой специалист по фамилии Почечуев». В ту пору он работал художником-скульптором в «Руслане и Людмиле», и молва о нем шла по «Мосфильму» как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.

Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссером лег новый проект.

«…Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем дрожащей левой (правая, как назло, отказала!) было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И — провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Гайдай в обморок не упал, потому что сидел на стуле. Сьемочноя группа онемела, на глазах актрисы Селезневой появились слезы: съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого «изобретателя» искать не стал».

В кратчайшие сроки, всеми правдами и неправдами, но Машина была собрана. В помощники Почечуеву пристегнули двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после «Соляриса» Тарковского. Съездили в город Клин на стекольный завод, разместили заказ (который по слухам чуть ли не на следующий день изготовил за пару бутылок водки дядя Вася из продувного цеха — три ящика невообразимых, причудливых загогулин). Накупили мигалок, вспышек, реактивов, посуды для химических реактивных опытов, и Машина предстала в павильоне во всей красе.

Как только она заработала, с первого запуска, она влюбила в себя всю съемочную группу. Что-то в ней таинственно ворчало, сверкало и булькало, и колыхалось. Фильм был спасен!

В результате сам скульптор получил премию от «Мосфильма» сорок рублей и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени» — причем, без всяких кавычек.

31. Альберт Сидман — шеф детективов Нью–Йорка, расследовавший загадочную смерть Нэнси Макьюэн, 1970–е, США

Альберт Сидман (1918 — 2013) — единственный еврей, который смог стать шефом детективов нью–йоркской полиции. По свидетельству коллег Сидман был весьма неортодоксальным копом: со своей кубинской сигарой, перстнями на пальцах и револьвером с перламутровой ручкой он более походил на гангстера. А вместо того, что сидеть в кабинете, он лично выезжал на самые запутанные дела. Одним из таких дел стало дело Нэнси Макьюэн.

Утром 8 июля 1967 года детектив ДеСерио ехал по нью–йоркской трассе мимо пляжа на работу. Неожиданно он увидел, что впереди идущий «Камаро», не включая поворотники, съехал на обочину и остановился. Решив выяснить, что случилось, детектив подъехал к спорткару и обнаружил в нем 17–летнюю Нэнси Макьюэн без сознания. Скорая помощь доставила ее в больницу, где она скончалась несмотря на усилия врачей. На левой стороне шеи девушки за волосами нашли небольшое бескровное пулевое отверстие. Из раны извлекли пулю, которую эксперты первоначально определили, как выпущенную из редкой модели винтовки: Манлихер или Маузер конца XIX века.

Выстрел мог быть произведен только с левой стороны от машины Нэнси, т.к. стекло с водительской стороны было опущено, а остальные стекла были целы. Но ДеСерио не видел, чтобы кто–то ехал параллельно слева от «Камаро», а выстрелить и попасть со встречки на высокой скорости было практически нереально.

Расследование велось по нескольким направлениям. Перво–наперво начали проверять парковку и песчаные дюны рядом с трассой. Полицейские, которым помогали военные с миноискателями, прочесывали песок и заросли тростника в поисках гильзы. Также поступил рапорт, что за 5 минут до убийства патрульный офицер заметил в дюнах красивую девушку с ружьем в компании пары людей с фотоаппаратами и подошел к ним, но те объяснили, что проводят фотосессию, а оружие — не заряжено. На парковке также в тот момент находилось двое казавшихся подозрительными пуэрториканцев. Всех пятерых нашли и допросили, но они были явно непричастны к убийству.

Выстрела тоже никто не слышал. Наконец, детективы сходили на похороны Нэнси на случай, если убийца появится там, и задержали молодого человека, который вел себя нервозно, но оказалось, что он был школьным приятелем покойной и просто опаздывал на работу.

Оборвалась ниточка и с редкой пулей. Повторная экспертиза в лаборатории ФБР показала, что полицейские баллистики ошиблись: пуля была выпущена из Ли–Энфилд No. 4 — массовой британской винтовки времен Второй мировой. Сидман настолько обиделся на своих экспертов, что зло разыграл их: подкинул им в машину записку от «маньяка», который якобы стрелял в Макьюэн.

Расследование заходило в тупик. Но Сидман не успокоился. Он решил, что стрелять могли с воды в заливе и, определив примерный район поиска, приказал детективам начать поголовный опрос населения на предмет владения лодкой и винтовкой Ли–Энфилд. Было опрошено 2400 человек, и детективам улыбнулась удача. Владелец местной АЗС Теодор ДеЛиси признался, что в утро смерти Нэнси Макьюэн решил впервые опробовать винтовку Ли–Энфилд, которую он с друзьями купил вместе с лодкой. Стоя в лодке и стреляя по банке, плавающей в воде, он промахнулся: пуля отрикошетила от воды, пролетела милю до шоссе и на излете по нелепой случайности попала в открытое окно «Камаро». Но самым невероятным совпадением для многомиллионного мегаполиса оказалось то, что ДеЛиси лично знал семью Макьюэн — они раньше жили в одном районе.

От злосчастного выстрела до суда прошло 10 дней. Присяжные присудили ДеЛиси штраф в 100$ за неосторожное обращение с оружием.

32. Стоматология в прошлом

33. Папа купил автомобиль!

Бывает, что по одной фотографии можно понять очень многое об эпохе. Вот что можно сказать, глядя на эту фотографию?

Ну прежде всего наверное то, что это может быть как 1975, так и 1985 года или вообще вторая половина 80-х годов 20 века. Мохеровые шарфы появились в середине 70-х, но массово вошли в моду уже в 80-х.
Специфика СССР того времени — застой был и в одежде.

Также наверняка этот мужчина неплохо зарабатывал по тем временам. Норковая шапка, мохеровый шарф, демисезонное пальто и конечно же детский автомобиль стоили не малых денег.

Я не помню, сколько стоили такие игрушечный автомобильчики, то точно знаю, что пулемёт, полностью металлический, о котором я мечтал, стоил 25 рублей, при зарплате мамы 150 рублей.

Так что автомобильчик мог стоить и рублей 50, что по советским временам было много. Но мужчина явно или не заработал ещё на свой автомобиль или ещё не подошла «очередь» на покупку автомобиля.

Молодому поколению сложно понять, что на покупку автомобиля в СССР была запись и права купить автомобиль можно было ждать несколько лет.

Ну и покупке автомобиля была посвящена песня Аллы Пугачевой «Папа купил автомобиль!», название которой по сути превратилось в мем, хотя тогда такого термина даже не существовало.

34. Цесаревич Алексей с кошкой Зубровкой и Джоем, 1916 год

35. После выхода на экраны фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» многие девушки решили изменить свой стиль – они стали массово стричься «под Нину». А ведь этот образ не был задуман изначально. До начала съёмок Наталья Варлей носила длинные волосы. И по началу их актрисе хотели сохранить. Но потом, в поисках образа решили немножко укоротить и отстригли сантиметров пять. Потом ещё… И ещё… Пока не осталось каре, то самое, которое вместе с актрисой стало знаменитым на всю страну.

Причёска всем понравилась. Кроме Натальи Варлей, которой было безумно жаль своих волос. Вот только её никто не спрашивал.

Актриса Наталья Варлей в перерыве съёмок фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год, фото Олега Мерцедина /Российский государственный архив кинофотодокументов

36. Женская группа в университете Висконсина играет серенады коровам, изучая влияние музыки на коров

США, 1930 год.

37. Максим Горький и Лев Толстой

38. Дональд Трамп в детстве

39. Аэроплан над городом Самарра. Ирак. 1918 г.

40. Сколько стоит бесплатно?

41. Новая квартира, 1959, Москва

Эту фотографию сделал известный советский фотограф Николай Хорунжий. Ее историю поведала внучка фотографа Яна:

«Деду дали задание как корреспонденту журнала «Советский Союз», где он работал, снять фото на тему «Новая квартира». Тогда заселяли новостройку в Новых Черёмушках. Фото сделано в квартире именно в том районе. В советские времена фото отличались пропагандистским стилем. Дед, имевший художественное образование (учился живописи у Васнецова), подошёл к выполнению задания неординарное. Как сказали бы сейчас «порвал шаблоны». Фото делалось в присутствии матери этой девушки — да, раньше было так. На редколлегии возникло замешательство, грозившее перерасти в скандал. Надо понимать, что журнал «Советский Союз» курировал ЦК КПСС и лично главред Николай Грибачев.

Дед и председатель парткома Бугаев были вызваны к Екатерине Фурцевой «на ковер». Но, как ни странно, Фурцевой настолько понравилась фотография, что она дала добро и это фото появилось не только в журнале, имевшим, кстати почти полутора миллионный тираж, но и на выставках».

42. Monica Bellucci

43. Сибирский медвежонок Даша на пути в Прагу, 1987 год

44. Концы в воду

По сети начала гулять сильная фотография с такими комментариями: «Утилизация городского мусора путем сброса в реку Сену, 1910 год, Париж. Об экологии в те времена никто не думал».

Что с этим снимком не так?

В французском языке контейнер для мусора называется poubelle – в честь Эжена–Рене Пубеля, который в 1893 году стал префектом Сены. Он подготовил указ, обязывающий владельцев каждого из парижских домов устанавливать перед свои домом три контейнера для сбора мусора. Первый – для продовольственных отходов, второй – для бумаг и ткани, а третий для стекла, керамики и устриц(!) Контейнеры, чей объём также регламентировался, должны были быть деревянными с металлическим покрытием внутри во избежание возгорания.

Первоначально эта идея не понравилась домовладельцам, так она возлагала расходы на них. Тем не менее, факт остается фактом – уже в конце XIX века французы начинают сортировать мусор.

А в 1910 году В Париже случается Великое наводнение – вода поднимается на восемь с половиной метров. Затоплены сотни улиц, около 20 000 домов и около 22 000 подвалов. Останавливается навигация – корабли не могут пройти под мостами. Ущерб превышает 400 миллионов золотых франков

В такой ситуации не везде можно было вывезти мусор и только поэтому его сбрасывали в реку. Это форс–мажор, а не ежедневная практика

45. «Помню, у нас первый съемочный день с Аленом Делоном в «Тегеране-43» был на Елисейских Полях.

Эпизод маленький. Нужно выйти из офиса, сесть в машину, с Курдом Юргенсом поговорить и уехать. И вот, смотрим, Делона нет и нет. Оказывается, вот что он сделал. Елисейские Поля, 9 утра, он вышел на улицу, встал, прислонился к стеночке и собрал сотни людей. Обрастал людьми, обрастал… Люди как дрожжи росли. И он собрал толпу

Появился Курд Юргенс и сказал, что советует поменять его на Бельмондо. Потому что это хулиганство. Ну правда, он хулиганил. Но радовался как ребенок. Так же он расстраивался, что на него не обращают внимания люди в аэро­порту Орли, где мы снимали очень много, но там люди бегут, они не смот­рят — Делон, не Делон…

И ему стало скучно, он ушел, засел в комнате и занимался собой. Вообще, Делон партнером был замечательным. Он импровизировал, хохотал, придумывал. Нам очень было здорово работать, встречаться, мы и по жизни виделись много раз. Для меня это невероятная память. И мы сидели рядышком на премьере в советском посольстве в Париже.

Он меня весь просмотр держал за руку. А когда фильм закончился, мы долго обнимались и поздравляли друг друга».

46. Тет-а-тет, или Шляпа для поцелуев

Тет-а-тет — буквально с французского «голова в голову»

47. Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building)

Паровое судно, океанский лайнер был наиболее мощной метафорой начала XX века. Морской, флотский дизайн требовал подчинения формы и внутреннего пространства объекта…

48. Арнольд Шварценеггер и Шакил О’Нил, США, 1993 год. 188 см и 216 см.

49. 15.10.1917 по приговору французского суда за шпионаж в пользу немецкой разведки во время Первой мировой расстреляна исполнительница экзотических танцев, куртизанка Мата Хари (настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле).

50. Ролан Быков говорил о своем детище так: «Эта картина — моя большая радость, мое большое счастье. В кино я пришел (как режиссер) именно из-за «Айболита».

Режиссёр Ролан Быков на разборе съёмок сцены для фильма «Айболит 66». 1965 год. Фото Дмитрия Кесселя /Фотоархив журнала «LIFE»

51. Химики компании Polaroid, 1963 год.

3а 15 лет они протестировали более 5000 разных реагентов, чтобы усовершенствовать процесс моментальной цветной печати фотографий.

52. Новый американский линкор USS Missouri (BB-63) в сухом доке; Нью-Йорк, 23 июля 1944 года:

На этом линкоре 2 сентября 1945 года была подписана капитуляция Японии, ознаменовавшая завершение Второй Мировой войны.

Корабль служил до 1992 года, затем был выведен в резерв, и установлен в качестве корабля-музея в Пирл-Харборе (Гавайи), где находится и сейчас.

53. Владимир Высоцкий и Марина Влади в Джубге в 1971 году

54. Опасная мода

55. Советский мальчик с игрушечным пулеметом идет по Красной площади с отцом, держась за продуктовую сумку с товарами.

56. Отдел дегустации коньячного дома Hennessy. Фото 1952 года.

57. Ресторан гостиницы «Националь», Москва, 1969 год.

Официантки в масках, т.к. в мире и в СССР тогда бушевала пандемия «гонконгского» гриппа.

Во время пандемии «гонконгского» гриппа 1968-1969 годов, по данным ВОЗ, только в развитых странах умерло около 1 млн. человек (в относительном исчислении больше, чем сейчас, при Ковиде – полвека назад население Земли было в два раза меньше), а переболел каждый второй житель Земли. Только в ФРГ умерло 60 тыс. человек. Умирали в основном люди старше 65 лет.

Тот грипп тоже появился в Китае, в феврале 1968 года. После первой волны грипп возвращался ещё два сезона.

В ряде стран (Англия, Япония, Австралии) рецидивы пандемии принесли больше жертв, чем первая волна. В большинстве стран, где первая волна была велика (США, Франция, Германия) – вторая и третья волны унесли меньше жертв. СССР прошёл все три волны с небольшим числом жертв (сказалась закрытость страны). Затем у большинства населения планеты к штамму «гонконгского» гриппа выработался иммунитет.

58. 15 октября 1970 года, 19-летняя стюардесса Надежда Курченко встала на пути вооруженных бандитов.

59. Одна из самых популярных телеведущих в СССР, Юлия Белянчикова была именно тем, кем и представлялась с голубых экранов — профессиональным врачом. В её передаче, можно сказать, лечился весь союз.

В 1969 году перед Останкинской телестудией встала проблема: программу «Здоровье», которая шла уже девять лет, покинула ведущая, журналистка Алла Мелик-Пашаева. Не то, чтобы передача была как-то очень популярна, но она претворяла в жизнь установку правительства на ликбез населения. В общем, простой в выпусках был нежелателен.

Решено было поставить эксперимент: вместо профессиональной журналистки взять профессионального врача, но тоже — именно женщину. Это было непросто. Кандидатура должна была отличаться не только медицинским образованием — телеведущей следовало быть фотогеничной, обаятельной, обладать хорошей литературной речью. Внимание телевизионщиков привлекла героиня одного из недавних репортажей, аспирантка Юлия Белянчикова. Она переводила на международном конгрессе по переливанию крови в Москве и в кадр попала неоднократно. Смотрелась она в кадре хорошо, держалась уверенно, радовала чёткой речью и приятным тембром голоса.

Когда Юлию пригласили на пробы, она не знала, что и сказать. Уходить в телеведущие ей не хотелось. У неё и телевизора-то дома не было, зато были интересная работа, диссертация и семья, и всё требовало её внимания.

Всё же аспирант Белянчикова согласилась прийти на пробы — очень уж интересно было телестудию посмотреть. На пробах мялась, путалась в словах, не знала, куда себя деть. Но режиссёр не сдавался: задал вопрос по теме конгресса, на котором Белянчикова переводила. И попал в точку. Тема донорства у Юлии была любимой. Она произнесла такую горячую и красивую речь, что стало ясно — лучшей ведущей для передачи «Здоровье» не сыскать.

Белянчикову уговорили, но на первых же съёмках встали всё те же проблемы. Юлия мялась, стеснялась, путалась и сбивалась. «Вы ведь с пациентами разговариваете,» сказал ей режиссёр. «Только они по ту сторону экрана. Вам не надо быть актрисой, не надо выступать. Будьте врачом.» Белянчикова моментально преобразилась. С пациентами она говорить умела — те её просто обожали. Самые сложные вещи она объясняла простыми словами.

Белянчикова казалась настоящим сокровищем: великолепно говорила по английски, умела интересно рассказывать на такие, казалось бы, скучные темы, как медицина и санитария, держалась в кадре как диктор с десятилетним стажем. В общем-то, неудивительно: она с детства была разносторонне одарена. Мама Юлии была врачом, отец — инженером, и долгое время было непонятно, какую стезю выберет будущая звезда советского телевидения. Ей одинаково интересны были обе профессии, одинаково легко давались физика и биология.

В детстве Юля часто говорила, послушав интересные разговоры маминых коллег — они любили обсуждать новости в мире медицины и интересные клинические случаи — что будет врачом. Но профессия эта очень сложна и беспокойна, и, когда Юля закончила школу, мама настояла, чтобы она поступила на Мехмат МГУ.

Юлия Васильевна вела передачу без малого двадцать лет, оставив место ведущей только в восемьдесят седьмом году. Потом на несколько лет Белянчикова стала редактором журнала «Здоровье». И после того, как она оставила телевидение, её продолжали узнавать на улицах; степень же обожания везде, где она появлялась на пике своей славы, зашкаливала. Каждый, как мог, стремился выказать ей своё уважение.

В пятьдесят четыре года, уже после развала СССР, во время ограбления в квартире Белянчикова получила черепно-мозговую травму. Её доставили в Центральную клиническую больницу. Взволнованным родственникам врачи сказали: мы тут и сами за Юлию Васильевну волнуемся. Мы стали врачами из-за её передачи… Травма была тяжёлой, но за год Белянчикова так успешно пролечилась и реабилитировалась, что вернулась на телевидение — вести сразу три разных передачи о здоровье.

И, даже когда ей стало уже трудновато держать лицо под софитами, она продолжала просвещать людей — устроилась ведущей на радио. И там в прямо эфире, можно сказать, вела приём: отвечала на вопросы дозвонившихся.

Ей пришлось бросить свой труд по медицинскому ликбезу для народа только в 2010 году. У семидесятилетней Юлии Васильевны начались серьёзные проблемы с сердцем, и ей пришлось вплотную заняться лечением. Увы, уже в следующем году сердце не выдержало: Белянчикова сломала шейку бедра, и вот во время операции сердце не смогло перенести последствия наркоза.

Летом 2011 года она ушла из жизни.

60. Софи Марсо для фильма «И целого мира мало» 1999 г.

Источник

Опубликован в рубрикуИстория

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий