Skip to content

О веере. Забытые традиции


В наше время технического прогресса веер давно уже утратил свое прямое предназначение – защитника от жары и насекомых. Ныне это скорее предмет декоративный, независимо украшает он какую-то из комнат нашего дома или он находится в руках дамы.

Но раньше… эта вещичка несла в себе глубокий смысл.

Когда и кем был придуман веер – сейчас уже достоверно неизвестно. Но оспаривают первенство азиатские страны: Япония, Китай и Индия. А вот что касается его первоначального применения, споров не возникает – был он придуман, как уже отмечено, для того, чтобы гонять жаркий воздух и надоедливых насекомых. В древних Индийской и Египетской цивилизациях делали большие веера, которые известны нам как опахало и изготавливались они из пальмовых и лотосовых листьев. И только в одном согласны исследователи – со временем из простого предмета веер стал символом роскоши и власти.

Немножко истории: в Древнем Египте использовать веер могли только фараоны, этот атрибут власти подчеркивал высокое достоинство его владельца. Со временем положение и статус человека в древнеегипетском обществе определяло наличие веера, а также то, из какого материала он изготовлен. К примеру, персоны семьи фараона могли получить звание «носителя веера с левой стороны». Также к вееру относились в Персии и в Индии. В Риме, Греции и на Крите популярностью пользовались изготовленные на Востоке, причем не только из листьев, но и из перьев павлина. Слуги римских патрициев, которые обмахивали своих господ опахалами, назывались флабелеферами, а сам веер – флабеллум.

Как символ различия между сословиями служил веер в Древнем Китае. Здесь даже существовал контроль, у какого сословия из какого материала изготовлен веер и, даже, насколько изысканно сделана вещица. К примеру, в императорской семье пользовались предметами, украшенными золотом и нефритом; мандарины и чиновники – обмахивались веерами из слоновой кости украшенными серебром; остальные использовали простейшие разрисованные конструкции из вощеной бумаги. Кстати, рисунок на веере был не только украшением, он нес в себе очень глубокий смысл и мог многое рассказать о своем хозяине.

В Европу веер попал в эпоху Великих географических открытий, когда был привезен моряками, как очень интересный и ни на что не похожий сувенир. Но он не затерялся, и занял свою значимую нишу в культурных традициях Запада. А в руках светских дам стал предметом роскоши.

Благодаря вееру, появился «тайный» язык жестов, понимать его могли только посвященные. Его владелица могла передать всю палитру испытуемых ею чувств – и кокетство, и смущение, и недоверие, и многое-многое другое,

«Всего лишь одним движением этого аксессуара» — во Францию язык символов попал благодаря Людовику XIV, а оттуда пришел и в Россию. Обмахиваться веером полагалось всем барышням, которые присутствовали на балу, даже 13 летним девочкам.

В нынешнее время веер утратил свою многоликость, превратившись всего лишь в простой сувенир, который можно повесить на стену или пользоваться им для спасения от жары там, где нет кондиционера.

Хотя в Китае и Японии актеры дают вееру новую жизнь в каждом своем представлении, демонстрируя нам, насколько глубокий им ноголикий язык веера.

Опубликован в рубрикуКрасота

Рекомендуем:

Оставьте первый комментарий!

Добавить комментарий